Едва июнь забрезжит на горизонте, тот час же всплывает на горизонте этакая мрачная туча – бродячий скот. Бесконечная война, не имеющая победителей, но зато имеющая массу побежденных. В прошлом году примерный ущерб от потрав составил в ООО «Нива», по словам директора Г.Г. Подсухина полтора миллиона рублей. Теперь добавьте сюда теряющийся скот, проблема поиска и находки блудливой буренки, у хозяев, штрафы и наказание за ненадлежащий присмотр за животиной, головную боль глав сельсоветов с организацией выпаса скота. Погоня за пастухами… Вот вам основные вехи военной кампании под названием «пастбищный сезон».
И каждый год с завидным постоянством ситуация повторяется. 2013 – не исключение. Сельхозпроизводители стонут, владельцы скота негодуют, а воз и ныне там. Почему? Попробуем разобраться. Начнем с одного памятного рейда по полям. «Рейдовали» совместно: главный государственный ветинспектор Ю.В. Харламов, специалист управления сельского хозяйства А.Г. Плотников, директор ООО «Нива» Г.Г. Подсухин.
Причина рейда – от директора ООО «Нива» Геннадия Геннадьевича Подсухина поступила информация о потраве полей. Суть обращения – свиньи вытаптывают хлеб. По полям проехались. К слову сказать, бродячих свиней в районе Малой Сеи видели, но не в полях «Нивы». Однако наличествовал табунок лошадей и скота на полях. Еще одна немаловажная деталь – объездных совхоза в 10.30 утра не увидели ни одного, так что бродячий скот чувствовал себя вольготно.
Точки над «i» расставляли в кабинете главы Большесейского сельсовета И.Ф. Куюкова. Еще в машине поинтересовалась у Геннадия Геннадьевича, к кому из глав сельсоветов у него наибольшее претензии? – К Таштыпскому и Большесейскому, – был ответ.
Не удивительно, тому есть две причины, поля «Нивы» вплотную подходят именно к Таштыпу и Сее. Вечные горячие точки – Сея, Таштып. Причем во всех населенных пунктах, как свидетельствуют главы сельсоветов, пастьба налажена.
Казалось бы, откуда тогда проблемы?.. Привожу красноречивый диалог:
И.Ф. Куюков: – Ну почему вы поля не огородите?
Г.Г. Подсухин: – Это же деньги и стройматериалы, и людей сейчас у нас нет.
И.Ф. Куюков: – Да вы не все огораживайте, хотя бы самые проблемные участки возле дороги. – Не можем, там на ограждение надо только столбов несколько сотен.
Ю.В. Харламов: – Ну тогда хоть чаще скот загоняйте, у вас же есть для этого условия?
Г.Г. Подсухин: – Есть, но мне уже машину изуродовали. – Из-за пастьбы что ли? – А из-за чего? Я боюсь, что этим не кончится. И потом, ну вот загоним и что будет с этого «Нива» иметь? – Как что? Нарушителей вызовут на административную комиссию, им присудят штраф. – Но штрафы то не «Ниве» пойдут? А чтобы составить акт о потравах для этого надо незавимсимую экспертизу назначить, составлять акт в присутствии хозяев… Это же нереально. Видел, что есть возможность усыплять животных, а потом сонными доставлять уже в место загона.
Ю.В. Харламов: – Есть, для этого давайте проучим вашего специалиста приобретете оборудование и действуйте. – Ну да, надо подумать.
Слушала этот диалог и складывалось ощущение, что предприятие бессильно решить проблему. Надеется на сельсоветы?
Что ж, у них тоже это вечная головная боль. Едва снег сошел, начинаются мучительные поиски пастухов. Некогда популярная профессия сейчас практически перестала существовать. В пастухи идут неохотно, в чем причина?
Во-первых, проблемы с оплатой, во-вторых, нелегкий это труд – целый день на жаре и солнце или под дождем.
В-третьих, работа эта ответственная, в том числе и материально требующая навыков, это кажется, что просто сесть на коня и рвануть за стадом. Ан нет, пастух, равно как и шофер, и тракторист должен владеть навыками профессии. Буквально еще лет десять назад не было такой проблемы – найти пастуха. Сейчас же старая гвардия, не боявшаяся труда и ответственности, ушла, молодежь за нелегкое дело не берется, и пастухов берут по принципу «абы согласился». И после уже молятся: «Только бы не загулял». И порой на дисциплину глаза закрывают, лишь бы он утром вышел к стаду.
А между тем нарекания к трудовой дисциплине есть. Это показывает практика административной комиссии.
Обычный ответ хозяев, привлекаемых к административной ответственности за то, что их скотинка оказалась не на пастбище, а в поле:
– Мне на работу к восьми часам. Я корову в семь выгоняю пастухов еще нет.
– А время сбора коров?
– Договаривались в семь.
В этом году Таштыпский сельсовет пошел по новаторскому пути в деле привлечения неуловимых пастухов. Частный предприниматель С.А. Тамбовцева по программе поддержки предпринимательства выиграла грант, на эти средства были приобретены лошади – главное орудие производства. Она же и нанимала пастухов. И соответственно пастьбу скота на правобережье контролирует она. К Степаниде Артемовне и обратилась за разъяснениями:
– Часто приходится слышать нарекания к организации пастьбы скота? Не объясните причины? – Объясню! Возле села должна быть определенная зона для прогона стада. А у нас поля засеяны под дорогу. В районе ДРСУ, к примеру, прогон для скота – 30 метров. Идет стадо в 150 голов, и где им разместиться? Скот видит хлеб, бежит в поля, и его не удержишь.
– А почему поздно выгоняете стадо?
– Это редкий случай, пастухи на работе в семь утра.
Что ж, пусть так оно и будет, в семь часов пастухи на месте и во всем виноваты только хозяева. Но вот что интересно с завидным упрямством нарекания возникают именно в адрес пастуха шамского гурта?
Тут, скорее всего воедино слились сразу три причины – нерадивость пастухов, нежелание ООО «Нива», хоть в чем-то обезопасить себя теми же ограждениями «болевых» точек, и желанием хозяев получить дополнительный литр-два молока. Это же не секрет, что на вольном выпасе буренка дает больше. Есть ли выход?
В Бутрахтинском сельсовете за помощью обратились к фермерам, как пояснил глава сельсовета С.А. Султреков, молодняк практически полностью угнали на все лето на выпаса, в Карагае и Чиланах жители пасут по очереди. В Карагае прогон для скота отгородили, дабы буренки прямым курсом следовали в стадо. Часть дойных коров опять же пасут фермеры. Вместе со своими животными. Навстречу пошел и район, выделив для пастбища дополнительные около 1000 гектар земли запаса.
Нареканий к бутрахтинцам нет. Значит все же можно сдвинуть дело с мертвой точки?
Надо сказать, что вопрос с организацией пастьбы скота в администрации района становится летом одним из главных. Редкое аппаратное совещание проходит без того, чтоб не всплыла этот вечная проблема.
На административной комиссии Таштыпского района с мая по июль заслушали глав поселений, как раз по вопросам организации выпаса животных. За два месяца рассмотрено 35 протоколов, абсолютное большинство которых заканчивается штрафом для хозяев вовремя не уследивших за своей скотинкой. Сумма штрафа от 500 до тысячи рублей. Причем 14 протоколов составлено Таштыпским сельсоветом, 6 – Большесейским, 15 – Имекским.
Судить по активности работы сельсоветов можно уже по этим цифрам. Имек, Таштып, Большая Сея. В прочих, видимо, или проблем с пастьбой скота не возникает, или они решены.
В конце той достопамятной беседы в Большой Сее у кого-то вырвалось:
– Угоняли бы скотину чаще, может хозяева бы задумались.
Но и не впадая в крайности, бродяжничество скота по полям и весям для хозяев, может быть, весьма накладно. На одном из заседаний разбирался случай, когда вольный выпас для коровы и хозяев закончился очень печально. Буренка забрела на территорию бывшего Югачинского лесхоза и упала в яму, животное пришлось добить, а хозяева еще и штраф заплатили – ведь факт остается фактом: корова паслась без присмотра хозяев, в месте не отведенном для этой цели. Кроме того, содержание в загоне в ООО «Нива» блудливой кормилицы, загнанной с хлебов, обойдется в 600 рублей в сутки.
Но вот август… Сейчас, едва трава потеряет свою сочность, скот атакует хлеба. Да и удержать его в стаде будет куда сложнее. Значит, о потравах заговорят еще громче. А что мы имеем на начало пикового времени? Объездных, которых почему-то на полях не видно, пастухов, которые выгоняют скот то ли в восемь, то ли в семь и очень манящие поля… единственный способ в этой ситуации не искать виноватого на стороне, начать с себя. Главам сельсоветов обратить внимание на нерадивых хозяев, у нас ведь лучшая порка – это порка рублем. Сельхозпроизводителям уже подумать хоть о частичном огораживании, а предпринимателям, отвечающим за своих пастухов, присмотреться, а может народ, не так уж не прав?
Кстати, разговор в Большой Сее закончился тогда немаловажным обещанием главы и директора прийти к консенсусу в коровьем вопросе. Пастухам, с честью выполняющим свой долг обещана еще и своего рода премия от ООО «Нива» – корма для скота: комбикорм, дробленка, зерно. Такая практика уже использовалась, и свои плоды приносила.
Наталья! Вопросы Вы поставили. А с ответами куда сложнее. Хотя и ответы все до единого лежат на поверхности. Первое и главное - что такое "болевые точки" и откуда они появились и появляются? А создал и создает эти "болевые точки" само хозяйство ООО "Нива". Сразу приведу пример - в далекой Белоруссии, еще во времена СССР, вокруг каждой деревни по периметру существовала и существует поныне 5 (пяти) километровая пастбищная зона для частного скота. Там само государство заботилось и поныне заботится о своем белорусском народе и о животных! В принципе, можно было бы на этом примере и закончить обсуждение пастбищной темы. И понять, что именно собственная нерадивость и недальновидность хозяина и руководства ООО "Нива" приводят к плачевным результатам и потерям урожая. Что заставляет или кто принуждает "Ниву" ежегодно выбрасывать семена зерновых на ветер? Ведь началось это не вчера, а в с 2005 года, когда в "Ниве" появился новый хозяин и по согласованию с руководством Таштыпского района были распаханы и засеяны поля вокруг села Таштып и села Большая Сея, не взирая на вопли и рыдания скотовладельцев правобережья, которые не менее 15 лет до этого не знали горя с пастьбой скота. В районе ДРСУ скот пасся до канала мелиорации. В районе электроподстанции также хватало места. А, как жители левобережья рады, что поля Таштыпского совхоза все свободны для пастьбы и сбора грибов. И действительно, что, разве, земли нет свободной в ООО "НИВА"? Да, есть и её немеряно, как в районе Сигиртупа, так и в других местах, но эта земля брошена. Причем на этих территориях нет нужды в огораживании полей и содержании такой армии охранников полей с лошадьми. Ну и ответьте теперь - какое усматривается решение пастбищной темы, Чтобы прекратить издевательство над скотовладельцами и их скотиной? И на это я отвечу - нужно, чтобы в ООО "Нива" появился рачительный, разумный хозяин, у которого хватило бы ума и воли - прекратить эту порочную практику - засевать зерновыми землю в черте населенных пунктов. А руководству района и сельсоветам нужно объединить усилия именно в этом направлении и проявить свою политическую волю в интересах собственного народа и принудить ООО "Нива" исполнять эту волю, а не кошмарить деревенских жителей, для которых корова единственная опора. Теперь, что касается организации работы пастухов. Эта организация была давно апробирована и отработана, но игнорируется новым руководством сельсоветов. Пастухов нужно содержать в штате сельсовета - вот и всё решение проблемы. В Уставе Таштыпского сельсовета была закреплена обязанность администрации по организации пастьбы скота. Возможно, что-то изменилось в нашем Уставе или про него забыли? Ну и если район и сельсоветы не захотят глобально решить таким путем тему пастьбы, то есть путь еще проще! Это использование Конституции РФ, по которой власть в стране принадлежит народу. А это значит нужно провести в селах сходы и принять на них решения, запрещающие ООО "Нива" использовать пастбищные зоны для выращивания зерновых культур. А порка рублем, не лучший способ воспитания, когда в карманах вовсе пустозвон.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]