На главную
Понедельник, 13.05.2024, 08:08
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [2]
20 января 2012 [1]
25 января 2013 [1]
29 января 2013 [1]
12 февраля 2013 [1]
16 марта 2012 [3]
15 февраля 2013 [4]
30 марта 2012 [1]
6 апреля 2012 [1]
22 марта 2013 [2]
20 апреля 2012 [1]
27 апреля 2012 [1]
18 мая 2012 [1]
25 мая 2012 [1]
1 июня 2012 [1]
8 июня 2012 [1]
15 июня 2012 [2]
29 июня 2012 [1]
5 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [1]
13 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [2]
27 июля 2012 [2]
10 августа 2012 [1]
17 августа 2012 [1]
31 августа 2012 [1]
14 сентября 2012 [1]
20 сентября 2013 [1]
11 октября 2013 [1]
12 октября 2012 [3]
16 октября 2012 [1]
19 октября 2012 [3]
8 ноября 2013 [1]
6 ноября 2012 [1]
12 ноября 2013 [1]
16 ноября 2012 [1]
27 ноября 2012 [1]
15 января 2013 [1]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Творчество » 27 ноября 2012

Декабрист Гаврила Степанович Батеньков – сподвижник реформы Сибири 1822 года. Продолжение
К 90-летию Таштыпского района

Декабрист Гаврила Степанович Батеньков –
сподвижник реформы Сибири 1822 года


     Продолжение.
«МИРОЛЮБИВАЯ ПОДПИСКА»
     «1839 года августа 8 дня при межевых делах при 12 человеках понятых свидетелях поверенных от казаков Абаканской станицы Арбатского форпоста отставной казак Михайло Сипкин и от инородцев степной думы соединенных разнородных, племен ясачной Бельтырского улуса Бахты Оглаков по объявлению им Указа Енисейской казенной палаты от 17 июня 1835 года за №3567, положили между собой миролюбивое условие навсегда: казаки Арбатского форпоста имеют владения от устья Большого Арбата по течению вод, по правой стороне до ключика, а по левой той же речки до зимника – ясашные. По речке же Матросу имеют покосы во владении казаков и пашни имеют в общем владении первых и последних и вверх по речке Арбату от ключика и от зимника имеют во всегдашнем владении инородцев, кочующих по оным Ключике. В том утвердились к вечному их спокойствию навсегда и подписуются, на подлинном написано тако. К сему миролюбивому условию поверенный от казаков Абаканской станицы Арбатского форпоста отставной казак Михаило Сипкин руку приложил. К сему миролюбивому условию вместо поверенного от инородцев степной думы соединенных разнородных племен ясашного Бахты Оглакова за неумением его грамоте по личной просьбе руку приложил письмоводитель думы Широков. При сем полюбовном разводе были и сим свидетельствуем понятыя крестьяне сел: Бейского Алексей Конактаев, Герасим Лалётин; деревень: Табатской: Назарий и Лука Бызовы, Григорий Рассказов, Петр Метелкин; Означенной: Кондратий Павлушков; Кольской: Мирон Шахматов».
     В области развития народного просвещения Устав, как закон, представлял права инородцам учить своих детей первоначально в местных школах совместно с русскими детьми, где они изучали русский язык, что давало возможность и право поступать в средние и высшие учебные заведения России. Такие формы обучения прошли: Николай Федорович Катанов после Аскизской начальной школы поступил в Красноярскую гимназию, окончил ее с золотой медалью, стал студентом Санкт-Петербургского университета и после его окончания занимался научной деятельностью, что и послужило результатом стать известным ученым, имя которого присвоено Хакасскому государственному университету. Степан Дмитриевич Майнагашев учился в Таштыпской и Аскизской школах, окончил Красноярскую духовную семинарию, год был слушателем Томского университета, затем – народный университет Шанявского в Москве, после окончания которого занимался также научной деятельностью в родных местах. Иван Матвеевич Штыгашев, окончив школу, поступил в Казанскую учительскую семинарию, после окончания ее был учителем в родном Матуре, потом стал священником на Кондоме и им же вернулся на свою родину, где и служил до конца дней своих убежденным православным пастырем.
     Декабристы придавали исключительное значение народному образованию. Это были школы взаимного обучения и назывались ланкастерскими. Г.С. Батеньков в 1818 – 1819 годы создал в Иркутске такую школу и даже издал для школы учебник, надеясь воспитать новое поколение молодежи, которая смогла бы в будущем развернуть активную борьбу с самодержавием, с крепостническим строем, разработал план организации тайного общества, цель которого — атакующие действия. Членами этого подпольного общества он видел людей, которые бы, занимая гражданские должности, «тайно отправляли и те обязанности, кои будут на них лежать и в новом порядке». На местах, по его мнению, такие люди могли бы сыграть решающую роль. В целях преобразования экономики Сибири и ее подъема реформатор считал необходимым изменить систему сбора налогов с крестьян, распродать казенные земли (в частности, Алтайского горного ведомства)», создать образцовые хозяйства, открыть сельскохозяйственные школы, банки для крестьян, содействовать переселению крестьян из Европейской России. Для промышленного подъема необходимо было развивать торговый капитал к освоению природных богатств Сибири, строить новые пути сообщения. Все его реформистские прогрессивные шаги не остались незамеченными со стороны реакционных кругов. На него поступил донос, после чего он был немедленно отстранен от работы в Сибирском комитете, опасаясь возможного разоблачения своей деятельности, стал готовиться к эмиграции за месяц до восстания.
     После событий 14 декабря Г.С. Батеньков оказался в положении «государственного преступника» в числе 110 человек, пять из которых были казнены, «остальные 105 декабристов, разделенные на 11 разрядов, приговорены к каторжным работам сроком от 2 до 20 лет с последующим поселением в Сибири». Николай I тщательно разбирался со следственными делами каждого декабриста и вносил в решения суда свои заключения, усиливающие жестокость наказания. Да и какого послабления можно было ожидать Г.С. Батенькову, если в одном из показаний назвавшему 14 декабря «первым в России опытом революции политической, опытом почтенным в бытописании и в глазах других просвященных народов» он выразил чаяния свои и всех декабристов.
     Царь не хотел ссылать сибиряка на родину, зная о его авторитете и влиянии в сибирском крае. Сибиряк и преобразователь Сибири Батеньков был заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, в которой пробыл все 20 лет и лишь в 1846 году был выслан в Томск.
     «Одиночное заключение не сломило исполинский дух, не убило и даже не притупило его желания служить Отечеству, науке, русской географии». По словам современника: «он вышел победителем из беспримерно трудного длинного в два десятилетия боя». Более того, он продолжает исследовательские работы и делает проекты о прокладке пути между Петербургом и Тобольском. Прошло 190 лет со времен проведения реформы 1822 года. Реформа стала продолжением общественного развития. Тогдашний Устав об управлении инородцами не остался без внимания. Сегодня все муниципальные образования имеют свои уставы. Степные думы как форма общественного самоуправления малых народов Сибири просуществовали до конца XIX столетия. На стыке XIX и XX столетий была проведена административная реформа, по которой родовые управы, степные думы были заменены органами волостного управления по русскому типу. Другими словами, родовые административные единицы были заменены территориальными административными единицами. Это означало разложение патриархально-феодальных отношений и начало развития капиталистических отношений в Сибири.
     Задела реформа и животрепещущий вопрос о земле. Вводились ограничения пользования землей всего населения Сибири – независимо от национальной принадлежности. Что, безусловно, вызвало общее недовольство. Начавшаяся Первая мировая война 1914 года, вслед за ней Февральская и Октябрьская революции 1917 года, а затем Гражданская война внесли свои коррективы в развитие общества в целом и в отношении малых народов Сибири в частности.
     29 ноября 1922 года Енисейский губернский исполком постановил: «Ходатайствовать перед ВЦИК об образовании Хакасского национального уезда из 7 волостей площадью 53825 квадратных километров с хакасским населением около 50 тысяч человек». В следующем, 1923 году, ВЦИК утвердил это ходатайство. В 1925 году были упразднены административные территории – губернии, вошедшие своими территориями а более укрупненные административные объединения – края. Хакасский уезд был преобразован в Хакасский округ в составе Сибирского края. 20 октября 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление: «Преобразовать Хакасский округ в существующих его границах в автономную область, входящую как территориальная часть в состав Западно-Сибирского края». В 1937 году согласно новой Конституции СССР создается Красноярский край, в который и вошла Хакасская автономная область.
     3 июля 1991 года Верховный Совет Российской Федерации образовывает Республику Хакасия.
     Принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституция Российской Федераций статьей 65 закрепляет статус Республики Хакасия, которая становится полноправным субъектом Российской Федерации. Республика имеет свою Конституцию, свой флаг, герб, свой законодательный орган – Верховный Совет, исполнительную власть в лице правительства Республики Хакасия.
     Сегодня, в год 305-летия добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства, можно видеть результаты совместного, дружного проживания хакасского, русского и других народов. Развитие многонациональных культур, промышленного производства, сельского хозяйства и как результат – повышение материального благосостояния жителей республики, все это воплощение в жизнь замыслов декабристов.

М. Захаров

Категория: 27 ноября 2012 | Добавил: Evgen-ex-z (27.11.2012)
Просмотров: 712 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz