Маша КУЛИК о любви, дружбе, вечных истинах
Молодые и талантливыеМаша КУЛИК о любви, дружбе, вечных истинах
Размышления на тему…Зачем человеку нужны стихи Зачем одни не могут их не писать, а другие постоянно ищут встречи с ними: душевного отклика на слово, на точно подмеченный образ, на ярко всплывающую картинку, виденного когда-то, пережитого. Радуются, если строки вдруг проникают в самую глубь души. Восторгаются, учат наизусть, пересказывают друг другу… С трудом можно найти человека, который хотя бы единожды не пытался срифмовать фразы, запечатлеть увиденное в слове. Для кого-то это только юношеские игры, кто-то вообще оставляет попытки придать рифмам еще и смысл, связать их с образами. А кого-то стихи «держат» в заложниках всю жизнь… Вот идешь иногда по улице и вдруг из неоткуда в голове возникает строка, в которой чувствуется музыкальность. И от нее не отвертишься, не отмахнешься. Она снова и снова звучит в мозгах. Ее произносишь то про себя, то вслух, иногда напеваешь. И всегда ищешь ей родственные строчки, мучительно или легко, как подарок, они вплетаются в новую паутинку слов… А иногда стих «падает», как снег на голову, и ты хватаешь первый попавшийся лист бумаги (оборвышь, газету с чистыми полями) и записываешь только что родившееся произведение. И зачем это нужно? Пожалуй, никто не сможет ответить на этот вопрос, но мало кто может остаться безразличным к душе, излитой в виршах… Может, в этом и суть: стихи – это чья-то душа, вывернутая наизнанку (хорошие стихи). Человек по натуре своей существо любопытное, особенно, когда дело касается чужих переживаний. А тут даже не замочная скважина, а распахнутое настежь окно – как пройти мимо? Кому-то Господь дарит умение слагать рифмы, кому-то чуткую душу, чтобы уловить в них чужое сердцебиение.
Маша Кулик о любви, дружбе, вечных истинах Она не корифей поэзии. С ее творчеством знакомы только самые близкие, родные и друзья. Первый раз я услышала ее произведение на открытии выставки художника Дениса Кыржинакова. Стихи были посвящены этому молодому дарованию. Некоторые строки сразу запомнились и то и дело всплывали в памяти. Договорились о встрече. Маша дала почитать и другие ее стихотворения. И самое первое из них тронуло меня искусно изложенной в рифме истиной о быстротечности времени.
Выпал первый снежок Побелели дорожки… Надела мама Ванечке Валенки на ножки Раз шажок, два шажок – На снегу проталинки… След у мамы большой, У Ванюши маленький. Время быстро летит И планета кружится, Вместо снега вода – На асфальте лужицы. Скоро май, а за ним Солнечное лето. Глянь, зеленым ковром Все вокруг одето. Словно мячик цветной, Лето с горки катится… Нарядилась земля В золотое платьице… Выпал первый снежок, Побелели дорожки, И одела мамочка Валенки на ножки Раз шажок, два шажок – На снегу проталинки. След у Вани большой, А у мамы маленький. Вновь зимою холода, Снег замел дорожки, Иван сыну купил Теплые сапожки.
Столько нежности, любви к маме, к жизни в этих строках. Маша говорит, что сочинять начала, пожалуй, с того момента, как научилась говорить. Сначала это были песенки-сочинялки, она их придумывала и исполняла один на один или для родных и гостей. Но чаще всего для мамы. Только с 3 класса Маша начала записывать их на бумаге. И самая серьезная работа над стихами началась, когда будучи восьмиклассницей, стала посещать клуб «Свежий ветер» под руководством Татьяны Михайловны. Тогда первый раз Машины произведения дошли до широкого круга читателей через журнал «Хакасия», газеты «Абазинский вестник», «Под знаменем Ленина». – Мама – первая, кто всегда читает мои сочинения. Когда в 11 лет я записала свое настоящее стихотворение, показала сначала, конечно, ей. И она сразу сказала, что у меня это здорово получается. Мама всегда хвалила и просто радовалась за меня, гордилась. Совсем иначе относилась Татьяна Михайловна, она оценивала с профессиональной точки зрения. Она добрый, но требовательный учитель, самая лучшая оценка из ее уст, что твое творчество выросло, стала более совершенным. Она умеет сделать так, что писать хочется больше, но при этом стараешься уже не просто что-то придумать, а делать это с каждым разом лучше. Мария по образованию воспитатель детей с отклонениями, а также дефектолог. После окончания обучения она вернулась в Абазу и работала в коррекционной школе, затем в детском саду. Сейчас она воспитатель в детском доме. Ее подопечным – от 3 до 7 лет. Самый светлый возраст человеческой жизни, требующий постоянного внимания и участия. Поэтому сейчас Маша стихи пишет нечасто. – Иногда появится в голове строчка, – рассказывает она, – и ходишь с ней день, два, а иногда неделю, месяц и больше, придумываешь, правишь, и потом это выливается во что-то конкретное, большое. А иногда просто за секунды сядешь и напишешь целиком. Сейчас из-за загруженности таких секунд почти нет. Вдохновение приходит редко. Но если что-то рождается, то чаще всего это стихи воспоминания о моем детстве, стихи-рассуждения о смысле жизни, о дружбе, верности, о судьбе человека. Недаром у Маши любимыми поэтами являются Есенин, Высоцкий, Тальков, Розенбаум. И никого из представителей женской поэзии. Исходя из этого можно понять, что волнует ее душу. – Иногда меня просят сочинить что-нибудь к празднику. Но понятно, что это не поэзия в чистом виде. Я люблю писать не на заданную тему. Когда я была совсем маленькая, то часто подражала поэтам песенникам – смотрела концерты и сочиняла на темы, которые описывались там: любовь, верность, предательство. Когда подросла и темы стали сами приходить ко мне, вот тогда стала писать о природе. Позже – философские стихи. Меня ее творчество задевает, радует, удивляет, заставляет задуматься. В общем, не оставляет равнодушной. Умеет Маша так сочетать слова, что просто видишь картинку.
Босоногий дождьБежал по лужам босоногий дождь Он был так счастлив, что устроил беспредел. Сентябрь вслед кричал: «Споткнешься, упадешь!» Писал стихи, а вот за внуком не смотрел. А ведь вчера его предупреждала мать, Что беспризорная душа у малыша, Но старику его уж не догнать, Внук знал об этом и бессовестно сбежал. Он прихватил с собою дедов кошелёк И всем прохожим стал монеты раздавать, Они, звеня, летели в мокрую траву, Но их никто и не подумал поднимать.
* * *Пахнет надеждою в мае черёмуха белая, Ветер спешит это счастье просторам дарить. Он на пути встретил чудо земное несмелое, Новорожденный листок научил говорить. И переполненный детской беспечною радостью, Начал стучаться в закрытые веки домов. Окна открылись и, жаждая утренней свежести, Сладко припали к струям его сквозняков. Счастьем наполнились серые хаты убогие, И великаны высоток в плену пыльных снов Шторы, портьеры и тюль, словно крылья расправили, И полетели на свадьбы весенних садов. Кружится, кружится в вальсе черемуха белая. Знают все, что не впервые невеста она. Шепчет березке сосна: «До чего ж девка смелая: Вечной любви ей опять посулила весна».
* * *О Боже, как я благодарна врагам За то, что меня возносили, За то, что заставили взять высоту, Которая, кажется, мне не по силе. Я знаю, хоть горек яд тяжких обид, Он самый бодрящий напиток. Он волю мою, словно меч накалит, И сердца серебряный слиток. И если не сгину я в этой войне Средь пыли погасших стремлений, То знаю, что снова проснется во мне Пока неочнувшийся гений. Он всем, как воскресший, воздаст добротой, Врагам поклонившись покорно. Ведь это они моих лучших побед Посеяли первые зерна.
Посвящается Денису КыржинаковуЧистый, как осенний первый снег, Весь отдавшись вдохновенной кисти, Холст весь бездыханный и пустой Стал причастен к каждой новой жизни. А художник, ставший за мольберт, В край родной торжественно влюблённый, Не дыша писал его портрет, Хрупкостью Земли заворожённый. Горы в золотистых облаках И степей бескрайних океаны, И леса в туманах да дождях, И седые мудрые курганы. Мирно застывают на холсте, Солнечному принцу покоряясь, Всей красой прильнув к его душе, Светом чистых красок наполняясь. А природа сыну своему Отдала все запахи и звуки, И пугливый осторожный мир Потянулся в бережные руки.
|
Категория: 25 января 2013 | Добавил: Kogaj-akh (29.01.2013)
|
Просмотров: 841
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|