На главную
Пятница, 10.05.2024, 22:51
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [2]
20 января 2012 [1]
25 января 2013 [1]
29 января 2013 [1]
12 февраля 2013 [1]
16 марта 2012 [3]
15 февраля 2013 [4]
30 марта 2012 [1]
6 апреля 2012 [1]
22 марта 2013 [2]
20 апреля 2012 [1]
27 апреля 2012 [1]
18 мая 2012 [1]
25 мая 2012 [1]
1 июня 2012 [1]
8 июня 2012 [1]
15 июня 2012 [2]
29 июня 2012 [1]
5 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [1]
13 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [2]
27 июля 2012 [2]
10 августа 2012 [1]
17 августа 2012 [1]
31 августа 2012 [1]
14 сентября 2012 [1]
20 сентября 2013 [1]
11 октября 2013 [1]
12 октября 2012 [3]
16 октября 2012 [1]
19 октября 2012 [3]
8 ноября 2013 [1]
6 ноября 2012 [1]
12 ноября 2013 [1]
16 ноября 2012 [1]
27 ноября 2012 [1]
15 января 2013 [1]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Творчество » 16 октября 2012

Патриот великой России. Продолжение
К 90-летию Таштыпского района

Патриот великой России
Продолжение.
Начало в №79 за 14 сентября

     «Здание церкви деревянное с колокольней, укомплектовано было всей необходимой церковной утварью, в библиотеке при церкви имелось 100 экземпляров книг различного наименования».
     Этот очаг духовного просвещения в таежной глухомани, бесспорно, сдерживал, как мог от тлетворного влияния массу старателей. Однако главную причину разложения – нужду старателей священнослужители устранить не могли. Золотопромышленник сознательно держал их в экономической зависимости, выдавая в долг из своих магазинов необходимые для жизни старателя товары.
     В Матурском приходе было в то время две миссионерские школы: одна церковноприходская в самом Матуре, открытая в 1885 году, вторая – школа грамоты – в улусе Тлачек, открытая в 1906 году. Обучалось в первой  25 мальчиков и 18 девочек. Учителем в ней работал выпускник миссионерского Бийского Катехизисского училища Константин Павлович Тенешев. Другая школа была открыта начальством миссии и содержалась на средства миссии. Учительствовал в ней выпускник Бийского училища Трофим Тихонович Бурнаков, также из инородцев. Отец Иоанн так охарактеризовал его «Он человек труда и терпения, его положение одно из жалких». Бурнаков для своей семьи, живущей в Таштыпе, нанимает жилье за 1 рубль в месяц из своего скудного жалования, а самому в Тлачеке квартиры нет и живет он в самой школе которая состоит из «небольшой инородческой избы о двух крошечных окнах, в котором мы прибавили и третье окно». Отгороженный досками угол в школе и есть жилье для учителя. В другом углу стоит железная печь, а «остальная часть избы составляет школу». Вместо парт стоят столы, учебников нет, к тому же «продовольствие учитель имеет исключительно только в одних сухарях». Тем не менее ежегодно в этой школе 18 мальчиков, не знающих русского языка, благодаря упорному труду учителя «ученики его хорошо осваивают предметы». По большому счету это подвиг.
     «Общая нужда наших школ состоит в том, что ни учебников, ни учебных пособий нет в достаточном количестве за неимением средств на их покупку. Впрочем и с деньгами нескоро их приобретешь не только в Таштыпе, а также в г. Минусинске», – отмечает далее в своем отчете отец Иоанн.
     Испытывая недостаток средств на миссионерскую деятельность, он затевает строительсто новой церкви. В 1906 году на братском съезде миссионеров преосвященный начальник миссии дал добро на перенос Матурской церкви на новое сухое, выше уровнем место и большего размера.
     Со своими помощниками, сообща они решили не разбирать старую церковь, а построить новый храм. «Плана не было, но мы приблизительно нарисовали его, который по мере вырастания все изменялся».
     Экономическим фундаментом стали деньги, выделенные для этого самим высокопреосвященным Макарием в сумме 140 рублей и дополнительно высланные переводом 25 рублей. Кроме того, Матурский священник был снабжен подписным листом для сбора пожертвований на строительство церкви. Заложена она была в начале июня 1908 года. Надо признать подписная компания шла плохо.
     «Хотели было мы отложить эту постройку до более благоприятного времени, но это значило бы подвергнуть гниению заготовленные строительные материалы». Круглый лес заготовили и привезли инородцы ближних аалов совершенно бесплатно. Стиснув зубы, засучив рукава, взялись за работу и все, кто желая новой церкви, собрали еще 100 рублей». Существенно помог строительству родственник Отца Иоанна – состоятельный инородец кредитовавший 400 рублей. Как бы трудно не было, но постепенно  они стали видеть результаты своего труда. Церковь имела хороший вид и приличные размеры.
     «Длина с папертью 30 аршин, ширина в самом храме 12 аршин, пристройка 6-8 аршин, алтарь полукруглый в диаметре 7 аршин, окна без малого 3 аршина с полуциркульными верхами, вышина с осьмириком 40 рядов, колокольня 23 аршина, осьмирик в диаметре 6 аршин, с 4 окнами в 1 1/2 аршины. Осьмирик и колокольня крыты железом и выкрашены зеленой краской. Алтарь осьмирик и пристройка внутри подшиты тесом».
     На иконостас, ограду и решетки в окна пришлось священнику занять еще 300 рублей. Так, миром, с большими трудностями основные работы по сооружению церкви были завершены. Но по отделочным работам предстояло «еще много хлопот и забот для меня». Особое беспокойство отца Иоанна вызывает то обстоятельство, что в эти края ожидался приток переселенцев из центральных губерний России. «Как бы в их среде не оказались раскольники, наносившие православной вере немалый вред».
     Позднее в Матурском стане позиции православия укрепились. В 1913 году Алтайская духовная миссия, в лице преосвященного Мефодия епископа Томского и Алтайского, освятила 24 июня Матурскую Иверскую женскую обитель и церковь при ней, открытую с миссионерской целью. Место под женскую обитель было выбрано 7 мая.
     «Установившаяся прекрасная погода позволила нам с раннего утра целою кавалькадою отправиться избранного для устроения общины места, расположенного в 14 верстах от Матурского стана при р. Куляве впадающей в р. Матур».
     Место комиссии понравилось обилием строевого леса, близким расположением пастбища для скота, разнотравием лугов для сенокоса и пригодных для пахоты земель. Также сообща определили место под постройку жилого корпуса, учитывая пожелания двух сестер Томского женского монастыря, которые должны были остаться здесь в качестве руководительниц общины.
     Место под постройку церкви определил человек живущий здесь отшельником, который построил себе жилище на горном уступе. «Но надо было осмотреть и жилище нашего отшельника представляющего собой келью-пещеру, с двумя отделениями, из коих в первой помещается вполне готовый гроб для взрослого человека, а во второй жесткое ложе, самодельный стол и обрубок бревна для сидения, тут же в углу маленький  камелек из дикого камня. И все это освящается одним крошечным и тусклым окошечком. Рядом с кельей и могила готовая, прикрытая сверху кое чем». Вот уж поистине каким смелым был отшельник (слово матур – означает смелый) и в то же время каким способным, если построил одним только топором, без помощи других инструментов миниатюрную церковь с алтарем и иконостасом.
     В его убогую храмину, освященную в честь святой Парасковьи Пятницы, покровительницы полей и скота празднуемой 26 июля, стекалось немало богомольцев и совершалась божественная литургия.
     Строительство обители осуществлял на свои средства петроградский, второй гильдии купец, Михаил Дмитриевич Усов. Здание церкви деревянное, на деревянном же фундаменте. Обшили церковь тесом и окрасили масляными красками.
     «Престол в ней один во имя сошествия Святого Духа со всей церковной утварью».
     По описи составленной в 1914 году, собственностью монастыря считались постройки, сделанные на средства того же купца М.Д. Усова, деревянный келейный корпус «о 12 кельях с коридором посредине, для проживания сестер общины», Трапезная, помещение для священника, дом для школы, два хлебных амбара, на скотном дворе изба для рабочих.
     В пользовании монастыря имелись арендованные земли (всего 32 десятины), из которых 12 десятин под усадьбой и выпаса скота 10 десятин как покосные угодья и 10 под пашню. в 1916 году списочный состав общины состоял из одной монахини и 27 сестер обители. Уважаемый читатель, прошу извинить за вольность в трактовке. Случайным оказалось совпадение или роковое число 13 повлияло на то, что монастырь был основан в 1913 году и ровно через 13 лет в 1926 году в советское время, он был закрыт. Вот что пишет о дальнейшей судьбе монастыря игумен Дамаскин (Орловский) в «Православном благовестнике» в номере 12 за 2002 год о житии священномученика Амфилохия (Скворцове) епископа Енисейского, который, цитирую: «в июне 1928 года прибыл в село Анжуль Таштыпского района Хакасии, где в то время жили монахини небольшого Матурского женского монастыря в котором перед революцией было тридцать насельниц. В 1926 году монастырь был закрыт и часть монахинь поселилась в селе Анжуль. Образовался монастырь из десяти человек во главе с епископом Амфилохием». Дальнейшая судьба Анжульского монастыря закончилась трагически.
     «30 апреля 1931 года епископ Амфилохий был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии, вместе с ним были арестованы священник и все насельницы монашеской обители».
     Органы власти сразу же после закрытия женского монастыря на базе его, вполне пригодных строений и участках земли, создали коммуну «Красная звезда».
Путешествие в Урянжайский Край
     В 1913 году Алтайская духовная миссия направила Матурского миссионера Ивана Штыгашева в соседний регион Туву с целью изучения обстановки на предмет распространения православия в этом крае.
     «На путешествие в Урянхайский край меня командировало миссионерское начальство, с миссионерской целью». Надо полагать, что эта командировка – миссия имела государственное значение. Политическая обстановка в Урянхае в этот период отражала плохое правление Китайской империи. От нее отпала Монголия и стала властвовать над этим краем. Правление монголов не приносило урянхайцам улучшения жизни, но они знали о России и стремились войти под покровительство Российского государства. Российские представители в это время направлялись в Урянхай с инструкциями по изучению обстановки.
     «Билет на это путешествие выслан был мне еще в феврале месяце с Императорским консулом на русско-монгольском языке из Улясутая», пишет в своем дневнике путешествия Иван Матвеевич. Эти записи могут считаться историческими исследовательскими материалами. Давайте побываем мысленно, уважаемый читатель, вместе с путешественником в соседнем регионе дружественного народа. Подготовка и само путешествие легло на его плечи. Заботы о снаряжении, теплой одежде, ответственность за все и постоянно, стали внутренней потребностью Ивана Матвеевича. Первым делом нужно найти проводника «без которого нечего было и думать пуститься нам на неизвестную страну через страшные бомы». Проводника в  русских деревнях не нашлось. Провожатыми в дорогу, по подсказке опытных жителей, должны быть местные жители Тувы – сойоты. И они в это время почти всегда промышляют в горах, тайге Абаканского бассейна, надеясь на встречу с ними в пути.
«По сему, решил я ехать на «авось». Направились через Кизас и Анзас, где имеются молитвенные дома»
.
     «Итак, мы трое 27 июня пустились в неведомый нам путь». На пути прибыв в Пророко-Ильинский прииск им представилась возможность встретится с проводниками, согласившимися проводить путников до своего места проживания за озером «Кара-Кулем».
     По сегодняшнему расположению по карте Тувы оно называется Кара Холь (Черное озеро) и расположено на юге от горы «Именуемой Шаман, с которой раскрывается на невероятную даль, отдаленные горы в синеве неба кажутся двух-этажными. Поистине картина очаровательная».
     Но очарованность несла с собой и опасность. В горных узких расщелинах путники пережили настоящий страх. Следуя по узкой тропе внизу которой «стрелой неслась река» произошла катастрофа. У одной вьючной лошади, которая сама чуть не погибла, оборвались зацепившись за скалу два тюка, в которых были книги, бумаги, облачения «И словом со всеми для нас и для дела важными и необходимыми вещами».
     Только на 5-й день после выезда, после таких трудных и опасных переездов путники оказались «на высоком боме Сурдебе составляющем водораздельный угол между бассейнами рек Ани, Кемчика и Кантегира». Спустившись с пограничного хребта путники в первый раз увидели сойотские войлочные кибитки.
     «Сердце мое болью сжималось и поднывало при виде той незнакомой страны, куда зачем то нас отправили не снабдив нас ни руководством, что нам делать ни указанием  куда нам ехать, Урянхай, Урянхай и только». Далее Иван Матвеевич рассуждает: «Надо впредь знать, что Урянхай в деле христианского просвещения край непочатый».
     Основная масса населения, ведя кочевой образ жизни, была под влиянием монгольского ламаизма (бургана). Люди были суеверны, верили колдовству, гаданиям всякому чародейству. Вдобавок к этому царила во всем бедность кочевников. «Как бедны и жалки эти грязные крошечные одинокие юрты». При них никаких строений нет. Между тем, такая маленькая юрта вмещает в себе все хозяйство, самих хозяев, их телят, ягнят  и все остальное. «Из этого можно себе представить царящую тут тесноту, духоту и копоть».
     Здесь уместно будет процитировать высказывание о жизни самого тувинца – известного партийного и государственного деятеля Тувы и России Солчака Колбакхорековича Тока, пережившего практически в эти же годы нужду и унижение своего народа. В своей изданной  в 50-е годы автобиографической трилогии «Слово арата» он пишет: «История моей прежней жизни невелика, но в этой короткой истории много горя и унижений. Мы росли без отца на руках у матери беднячки, работали на богачей, которые платили нам насмешками и обидами».
     Вскоре Собчак Тока становится солдатом народно революционной армии, участвует в составе партизанской армии Кравченко и Щетинкина.
     Знакомство и общение с организатором народно-революционной партии Тувы Оюном Курседи меняет всю его последующую жизнь. В 1925 году он едет в Москву учится в Коммунистический университет.
     17 апреля 1914 года Российская империя объявляет протекторат над Урянхайским краем, создает управление уполномоченного комиссара. Именно в канун этих событий проходила миссионерская поездка Ивана Матвеевича Штыгашева. Она была интересной в плане историческом, трудной в плане передвижения по горной местности больного человека и длилась с 27 июня по 10 августа 1913 года. За это время он проехал по территориям районов сегодняшней Тывы: Байтагинского, Барун-Хемчинского, Чаданского и Сут-хольского. Три района, кроме Чаданского граничат с территорией сегодняшнего Таштыпского района Хакасии. Подведя итоги своей миссионерской цели, он доложил в Алтайскую духовную миссию, что «обращать их в православие без постоянного там священника бесполезно и даже опасно». Хотя, с точки зрения выполнения миссии, «в эту поездку крещено детей православных родителей вместе с сойотскими 23 человека обоего пола». По дороге две литургии совершено. С точки зрения географических познаний местности, уникальности природного явления Ивана Матвеевича весьма заинтересовало озеро «Кара Холь». Впечатления путешественников об уникальности водоема.
     «Озеро, у которого эти сойоты живут шириною 1 1/2-2 версты, а в длину 15 верст. Глубины при спуске бечевки в 160 саженей не могли измерить». Ему приписывают чудодейственную силу, ссылаясь на факты доказанные с древнейших времен, что вода озерная излечивает людей от разных болезней. В самом деле вода очень чистая и в ней водится в большом количестве тайменя, линка, хариуса и другой рыбы. Китайское правительство запретило рыбачить в нем русским и другим нациям. Сами же уряхайцы ловят рыбу сетями по берегам на саликах, плотах в большом количестве. Купаться в озере никому не разрешается и о строгости наказания за нарушение, предупреждают путников. В озеро впадает несколько горных рек, а вытекает одна «большая река Алас». Если посмотреть на карту современного масштаба, то это расстояние укладывается в понятие – совсем рядом на юге от Матура.
     Состояние здоровья Ивана Матвеевича в то время было значительно подорвано. Он вполне мог отказаться от поездки, но чувство долга перед миссией, скромность не позволили ему сказать правду. Дорожный дискомфорт подвел итог. «Но зато домой приехали совершенно с расстроенным здоровьем. Ноги не гнулись, пухнули и проч. ревматизм давал себя чувствовать».
     Как уже упоминалось, путешественники возвращались из Уренхая пологим подъемом Сут-Холя, в западном направлении к Матуру, выходившим к 24 пограничному знаку-маяку.
     Знак установлен в 1727 году по Бурейнскому договору о границе между Российской и Китайской империями. Высота горы, где установлен знак-маяк, 2348 метров.
     «Знаменитый Саянский Хребет, называемый по инородчески «Сабин Сыны», составляет разделение двух государств – Российского и Китайского… Два высоких кургана. В одном из них новый столб поставлен и выкрашен только в 1911 г. русскими землемерами. Надписи обращены каждая в свою сторону: «Русская империя», «Китайская империя».
     Итак, мы в последний раз стояли на такой высоте, откуда сразу открываются на все четыре стороны очаровательные виды волнующихся кругом на бесконечную даль гор двух великих империй».
     Обозревая Российские горные просторы настоящий патриот по другому и не рассуждал.
     К общему сожалению приводится сообщение  Алтайской духовной миссии о кончине Матурского священника отца Иоанна Штыгашева постигшего 13 ноября 1915 года от продолжительной болезни. Похоронен в родном селе.

М. Захаров,
г. Абаза

Категория: 16 октября 2012 | Добавил: Evgen-ex-z (16.10.2012)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz