На главную
Воскресенье, 12.05.2024, 13:34
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [2]
20 января 2012 [1]
25 января 2013 [1]
29 января 2013 [1]
12 февраля 2013 [1]
16 марта 2012 [3]
15 февраля 2013 [4]
30 марта 2012 [1]
6 апреля 2012 [1]
22 марта 2013 [2]
20 апреля 2012 [1]
27 апреля 2012 [1]
18 мая 2012 [1]
25 мая 2012 [1]
1 июня 2012 [1]
8 июня 2012 [1]
15 июня 2012 [2]
29 июня 2012 [1]
5 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [1]
13 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [2]
27 июля 2012 [2]
10 августа 2012 [1]
17 августа 2012 [1]
31 августа 2012 [1]
14 сентября 2012 [1]
20 сентября 2013 [1]
11 октября 2013 [1]
12 октября 2012 [3]
16 октября 2012 [1]
19 октября 2012 [3]
8 ноября 2013 [1]
6 ноября 2012 [1]
12 ноября 2013 [1]
16 ноября 2012 [1]
27 ноября 2012 [1]
15 января 2013 [1]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Творчество » 15 января 2013

Губернатор
К 90-летию Таштыпского района

Губернатор

А.П. Степанов     В газете «Хакасия» в номере 22 за 5 февраля 2002 года была опубликована краеведческая статья под названием «Губернатор». Сегодня, с некоторыми поправками, она посвящена историческим событиям 1822 года в Сибири и непосредственно на территории нашей республики, еще не названной тогда – 190 лет тому назад – Хакасией. В завершенной реформе под руководством Михаила Михайловича Сперанского, принял самое деятельное участие Александр Петрович Степанов. Сразу же после реформы он был назначен губернатором вновь созданной Енисейской губернии. Он родился 4 мая 1781 года в дворянской семье, отец офицер Российской армии, мать из знатной дворянской семьи. С 11 лет он обучается в казенном пансионе Московского университета, одновременно по протекции влиятельного родственника Кашталинского его записывают сержантом в один из самых престижных для дворян лейб-гвардии Преображенский полк. Живой ум, увлечение модной в то время изящной словесностью, во время учебы в пансионе, привили Александру определенный положительный юношеский взгляд который с возрастом развился и окреп.
Участие в военных походах и гражданская служба
     По новому царскому указу Павла все дворяне должны были явиться на службу в приписанные воинские части. Так, 16-летний Александр, не окончив полного курса пансиона, попал в гвардейский полк, откуда его перевели в полевую армию с повышением чина.
     Прапорщик А.П. Степанов прибыл в московский гренадерский полк входивший в войска которые двигались в Италию.
     После недолгого пребывания в должности ординарца при генерале Т.Н. Багратионе, он попадает в штаб главнокомандующего А.В. Суворова, который, узнав, что он хорошо владеет словесностью, «поручил ему писать ответы на поздравительные оды», которые присылались в штаб. Великий полководец был доволен ответами, сочиненными А.П. Степановым, и публично дружески называл своего ординарца «Мой маленький Демосфен».
     После окончания военных действий в 18-летнем возрасте он возвращается в Россию, свободно владея, помимо французского, итальянским и немецким языками.
     В 20 лет, после женитьбы, он выходит в отставку в чине штабс-капитана и уезжает в столицу, где определяется в министерство юстиции.
     Возглавляя министерство известный в то время поэт И.И. Дмитриев, ставший покровителем Степанова по перу и представившего его Державину.
     Продвижение по службе шло успешно. Через полтора года он получил чин столоначальника одного из отделов министерства.
Отечественная война 1812 года, гражданский патриотизм
     Отечественная война 1812 года меняет мирную жизнь А.П. Степанова. Он выходит в отставку и становится чиновником особых поручений Сената, отвечающего за снабжение армии продовольствием и «восстановление хозяйства и порядка в губерниях, очищенных от французских войск».
     После войны, поселившись в своем имении, занимается воспитанием своих детей, создает пансион, в котором учатся дети друзей, преподает русский язык, географию, историю. Занимается садоводством, выращивает редкие растения, строит оранжерею и теплицы. В тоже время уделяет много времени сочинению стихов, пишет этнографические и краеведческие статьи в большие столичные журналы и, как итог, 26 февраля 1816 года избирается «действительным членом вольного общества любителей Российской словесности при Московском университете». Спокойная сельская жизнь не создала из него помещика. Либеральные отношения к своим крестьянам и ведению хозяйства, наступившие голодные годы привели к тяжелым последствиям. Спасая крестьян от голодной смерти, он заложил имение в Дворянском банке. В 1821 году А.П. Степанов определив своих сыновей в Московский университетский пансион, через друзей сближается с будущим декабристом Гаврилой Степановичем Батеньковым, который в свою очередь представляет его М.М. Сперанскому.
     Так он становится участником проведения реформы огромного региона Российской империи, территории почти без изменения, нынешнего Красноярского края. Его биограф писал: «Взгляд человека, возросшего на идеях красоты, добра и правды, всегда зорче, чем взгляд администратора по рутине, его сердце будет горячее, его слово окажется несравненно метче, а деятельность самобытнее и смелее». И действительно, предложения Степанова, внесенные в реформу, несли демократические устои общества.
     Он был против обременения крестьян податями, видя в этом общественный вред, боролся против монополии купцов. Под его руководством был создан специальный национальный комитет по разработке степных законов, в который он привлек представителей коренного населения. В тексте степных законов выдвигается выборное начало родовых старост, а не передачи по наследству власти, он писал «Никто не должен воспользоваться правом припечительства дотоле пока не изъявят на то согласие родовичи».
     Проект степных законов был более заметным шагом на пути демократизации общества по сравнению с утвержденным правительством уставом инородческого населения. Следует учесть то обстоятельство, что в этот период в Российской империи действовало  крепостное право.
     Прошедшее время, 39 лет до отмены права, несомненно оставило в истории России события вошедшие в хронологию:
     1. Реформа Сибири 1822 года.
     2. Восстание декабристов 1825 года.
     3. Последующие преобразования дошедшие до нашего времени.
     Реформаторы Сибири были носителями и проводниками передовых идей, за что пострадали особенно Г.С. Батеньков, помощник и секретарь М.М. Сперанского, отсидевший в одиночной камере Петропавловской крепости 20 лет и оставшийся не сломленным до конца своей жизни. О нем отдельно опубликовали краеведческий очерк.
Путешествия по предгорьям Саян
     За время своего губернаторства 1822-1831 г.г., то есть за 9 лет, А.П. Степанов обследовал всю губернию, описал географическое, историческое положение регионов, экономическое состояние их возможный потенциал, местные обычаи народов проживающих на такой обширной территории, их прошлое. Все это легло в основу написанной им книги «Енисейская губерния» изданной в 1835 году. Он проехал практически по всем регионам входящим ныне в территорию Хакасии, в том числе и по Таштыпскому району. Маршрут путешествия с севера на юг, судя по описаниям полностью совпадает с нынешней автодорогой от Абакана до Таштыпа.
     «Солнце палит жестким образом, воздух рябеет. В необозримом пространстве ни деревца, ни кустарников, изредка цветы ириса, мало травы, вся поверхность земли потрескалась, все бледно и желто. Источники пересекающие поперек мутны и теплы, только влево вдали из-за кустов зелени выказывается иногда жаждущему страннику струи Абакана.
     Там и сям на пространстве 75 верст от Аскиза разбросаны куполовидные берестовые юрты татар».
     Сегодняшний путник, проезжающий по современной автостраде на общественном или личном транспорте, покрывает это расстояние за час, и едва ли успевает запечатлеть взором то, что просматривал путник за время путешествия на лошади. Губернаторе ехал в карете два дня, учтем, что дороги того времени были такими, какими мы видим их в стороне от автотрассы. «Путь из Аскиза продолжался степью, всегда между высоким хребтом и Абаканом».
     Цель дальнейшего путешествия губернатора – увидеть воочию пограничные территории по которым вдоль границы «монгольской» были в свое время (1758 год) построены укрепления – форпосты, а теперь возле них создались казачьи станицы. За сто лет до путешествия губернатора здесь произошли исторические события внесшие изменения в уклад жизни «У подошвы гор Саянских».
     Построенный в 1718 году Саянский острог стал первым пограничным сторожевым пунктом. В 1727 году  после заключения Буреинского договора между Россией и Китаем граница была установлена с востока от Кяхты вдоль Саянских гор, протяженностью 3183 версты, с установкой пограничных знаков. В упомянутом 1758 году, царское правительство с целью укрепления границы от притязаний Джунгар на эти земли, построило военную линию от Саянского острога до Бийска протяженностью 298 верст. Тогда же были срочно возведены форпосты с отъездными караулами: Монокский, Арбатский, Таштыпский.
     «Деревянные укрепления состояли из равностороннего четырехугольника с башней над воротами и рогатками в два ряда со всех боков».
     Из Красноярского воеводства в эти форпосты отправлялись казаки от 40 до 60 человек для несения пограничной службы с ежегодной заменой гарнизонов постепенно, по несколько человек. Казаки-пограничники, облюбовав здешние места, стали обращаться в воеводским, а потом и губернским властям с просьбой о поселении навсегда. В свою очередь казаки обещали нести пограничную службу потомственно, при освобождении их от рекрутских наборов.
     Тобольский губернатор Д.И. Чичерин проникся этой идеей и в июне 1763 года доложил об этом Российской императрице Екатерине II, которая поручила сенату решение этого вопроса. Инициатива снизу совпала с интересами государства.
     Губернатор А.П. Степанов, зная историю возникновения станиц, пишет: «В это время десять казаков с товарищами просили Тобольское воеводство позволить им заселить места по берегам Абакана и Таштыпа, близ пограничных караулов, с  тем, чтобы содержать их всегда в исправности как им, так и потомкам их». Предложение понравилось и в 1768 году было утверждено.
Первые приграничные поселения казаков
     Таким образом основались сначала два казацких поселения по именам караулов или постов: Таштыпский – крайний от запада на реке Таштып, не доходя пять верст до прежнего караула, и Арбаты – на реке Абакан при самом укреплении. Задолго до путешествия губернатора А.П. Степанова, здешние места посетил ученый немецкого происхождения Т.С. Паллас, которого пригласила Екатерина II для научных исследований Сибири. Его экспедиция прошла маршрутом рек: Аскиз, Тея, Таштып, и вот что он увидел и записал в 1772 году.
     «По левую сторону Таштыпа имеется пять дворов, за несколько лет построенных Красноярскими казаками испросившими дозволения содержать здесь на Таштыпе пограничный караул из доброй воли, с тем только, чтобы ихние потомки освобождены были от рекрутского набору, иначе оное место должны были караулить татары».
     Тем временем губернаторский кортеж двигается на юг к пункту назначения. «Пересев через реки Иссу, Тиою и Имяк (теперешнее название: Есь, Тея, Имек) показывается Таштыпский форпост: у подножия возвышенности, осененной гребнем лиственных деревьев, на плоскости крутого берега Таштып. Из Таштыпа видны к востоку горы Джиланы Бойза, а к юго-западу на пространстве 100 верст вершины снежные». Жителям Таштыпа не трудно представить по описанию губернатора место расположения форпоста. Ознакомившись с окрестностями Таштыпа, отдохнув, уладив служебные дела, отправив карету обратным маршрутом до Монока, губернатор продолжил путешествие до Арбатов верхом через Джиланы (Чиланы) оставив влево по пути Хараджуль (Хара Чуль) спустившись с крутого спуска горы в урочище Сартабан к берегу реки Абакан, взорам путников открылась Арбатская долина, сжатая с трех сторон высокими горами.
     «Утесы гор составляют великолепную ротонду, на которой покоится лазурный купол неба», – так образно напишет губернатор.
Название Арбаты относится к населенным пунктам: Арбаты, Малые Арбаты, Большие Арбаты и имеет Тюркское происхождение ассоциируясь с понятием тяжелая (ар) земля находящаяся в постоянной опасности от близости границы, от набегов других племен из-за Саян, а также влияния древнего торгового пути, вернее одного из его участков.
     «По роду своей прежней работы в 1965-1968 годы мне приходилось посещать сельский клуб в селении Артас. Пеший путь проходил через урочище Виноградов лог, по которому в большом количестве и больших размеров разбросан курумник, ни обойти ни объехать этот участок к дороги невозможно. Так было и в древнее время откуда и сохранилось тюркское название Артас. Ар – тяжелый, Тас – камень».
     Дальнейший маршрут губернатора лежал до станицы Монок, где его ожидала карета. Сопровождавшие его местные казаки отговорили следовать в эту станицу верхом, мотивируя тем, что сухопутная дорога проходит через хребет саянских гор и имеет крутые подъем и спуск. Губернатору предложили сплавиться по течению Абакана на лодке. Однако спустя 40 лет, в 1867 году, именно по этому маршруту через хребет Матрос была построена дорога от Монока через Арбаты к Абаканскому железоделательному заводу, по которой доставлялось тяжелое оборудование и планировалась вывозка готовой продукции завода в районы Хакасско-Минусинской котловины и в Урянхайский край.
     Губернатор пишет: «Спускаюсь на лодке вниз по Абакану на север, между берегами его, иногда величественными, но всегда дикими и живописными». Пересев в Моноке в карету, губернатор продолжил свой путь на восток вдоль границы, посетив все населенные пункты, расположенные в приграничной зоне, но главным образом – форпосты и станицы возле них. Как наблюдательный  путешественник он отмечал географические особенности природы, а по сегодняшнему можно сказать – экологические особенности, видел то, на что не обращали внимание другие путники, восхищался прекрасными видами и, конечно же, указывал властям на имеющиеся неполадки как глава губернии.
     Разве можно умолчать об отзыве губернатора о близко понятым жителям здешних казачьих станиц, сочетании природных богатств и прилежности в труде, в том числе станиц Таштыпской и Арбатской (Абаканской по названию реки).
     «Места которые занимают станицы, могут почесться прекраснейшими во всей Енисейской губернии. Природа наделила их всем в изобилии: полями плодотворными, лугами цветущими, рыбой, дичью, зверем, рогатым скотом и конями. Зато и жители не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно хлебопашеством и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, смирно, покойно прославляя Бога и Царя».
     Действительно, в описываемый период станичные казаки, как отдельное сословие, пользовались льготами на землю и освобождались от податей.
     Земельный надел вступившего в строй казака в 18 лет состоял в 30 десятин и по выходу в отставку казака в 45 лет, земельный надел оставался за ним. По архивным отчетным земельным документам за 04 января 1851 года, за всеми казаками Таштыпа, Сеи, Имека, Арбатов, Большого Луга числилось 26850 десятин земли и запас составлял 3 тысячи десятин. Основная часть этих земель входила в 1758 году по Сенатскому указу России в состав построенной властями «Кузнецкой военной линии Северного присаянья от Саянского острога до Бийска протяженностью 298 верст». Упрощенно назовем эти земли – пограничной полосой.
     Материальный уровень жизни казаков был выше чем у крестьян и рабочих завода и золотых приисков. Эта привилегированность продолжалась до Октябрьской революции. И все таки главным в уровне благосостояния казаков-станичников был их труд землепашцев и скотоводов. Нравственным стержнем – православная вера. На всем протяжении истории казачества, когда им приходилось охранять и воевать за рубежи России, делали они это осознанно – «За веру, царя и Отечество».
Патриот земли Сибирской
     Первый губернатор А.П. Степанов обследовавший всю Енисейскую губернию от побережья Ледовитого океана до Монгольской границы, заслуживает величайшей благодарности людей и поныне. Его современники очень высоко оценили его работу.
     Петербургская академия наук присудила ему половину Демидовской премии, которая ежегодно присуждалась за лучшие работы по Уралу и Сибири. Рецензент ученый – экономист И.Ф. Герман так оценил его труда: «Автор, бесспорно, человек чрезвычайно образованный, тщательно наблюдал все, что было доступно, и добросовестно передал читателям собранные сведения».
     Не менее важным является то, что А.П. Степанов еще до губернаторства, участвуя в проведении реформы Сибири в содружестве с Г.С. Батеньковым, разрабатывал для коренных народов Сибири степные законы и потом будучи губернатором проводил в жизнь эти законы, облегчая участь кочующих племен. Вместе с тем, как образованный человек он внес в провинциальную жизнь губернии и города Красноярска немало просвещения и культуры.
     По его инициативе и при его непосредственном руководстве впервые в Сибири был издан литературный журнал «Енисейский альманах».
     А разве не достойно похвалы созданное им краеведческое общество «Беседы о Енисейском крае», которое просуществовало с 1823 по 1827 год. Именно губернатор предложил Красноярской городской Думе погасить долги городской бедноты по податям из капитала Думы в сумме 1450 рублей. Потом этот поступок был расценен как нарушение законности и послужил поводом для смещения его с губернаторского поста. Часть денег горожане внесли в казну, а оставшуюся сумму по решению суда погасили за счет его Калужского поместья.
     Связь А.П. Степанова с декабристами не осталась незамеченной со стороны жандармерии, откуда шли на него доносы. Как губернатор он в меру своих возможностей облегчал участь декабристов, которые оставались на поселении в Енисейской губернии, вел переписку со многими из них. Сочувствие губернатора к декабристам вызвало гнев императора Николая I, который лично следил за выполнением подписанных их жестких распоряжений против декабристов.
     26 апреля 1831 года А.П. Степанов был отправлен в отставку, которую он тяжко переживал, и лишь через год в апреле 1832 года он с грустью расстался с полюбившимся ему Сибирским краем.

М. Захаров,
г. Абаза

Категория: 15 января 2013 | Добавил: Evgen-ex-z (15.01.2013)
Просмотров: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz