На главную
Суббота, 11.05.2024, 23:41
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [2]
20 января 2012 [1]
25 января 2013 [1]
29 января 2013 [1]
12 февраля 2013 [1]
16 марта 2012 [3]
15 февраля 2013 [4]
30 марта 2012 [1]
6 апреля 2012 [1]
22 марта 2013 [2]
20 апреля 2012 [1]
27 апреля 2012 [1]
18 мая 2012 [1]
25 мая 2012 [1]
1 июня 2012 [1]
8 июня 2012 [1]
15 июня 2012 [2]
29 июня 2012 [1]
5 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [1]
13 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [2]
27 июля 2012 [2]
10 августа 2012 [1]
17 августа 2012 [1]
31 августа 2012 [1]
14 сентября 2012 [1]
20 сентября 2013 [1]
11 октября 2013 [1]
12 октября 2012 [3]
16 октября 2012 [1]
19 октября 2012 [3]
8 ноября 2013 [1]
6 ноября 2012 [1]
12 ноября 2013 [1]
16 ноября 2012 [1]
27 ноября 2012 [1]
15 января 2013 [1]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Творчество » 14 сентября 2012

Патриот великой России
К 90-летию Таштыпского района

Патриот великой России

И. Штыгашев     Так в газете Хакасия в №130 за 16 июля 2003 года была названа моя статья о Матурском миссионере Иване Матвеевиче Штыгашеве. Свою признательность и благодарность за представленный материал отношу к наставившему меня к этой работе тогдашнего Барнаульского священника, ныне здравствующего в большом чине Юрия Александровича Крейдун. В своем письме он ответил: «Очень хорошо, что Вы пишите о нем статью».
     Прошедшее время мне как автору позволяет просмотреть свою работу не меняя содержания внести некоторые изменения по форме в лучшую, на мой взгляд сторону.

О путешествии в Москву
     Еще будучи студентом Казанской учительской семинарии Иван Матвеевич обратил на себя внимание прилежностью к учебе, пытливостью, стремлению к знаниям. Преподавательский состав, директор семинарии отвечали студенту отеческой заботой. Отправить студента-семинариата в познавательное путешествие по историческим местам России было наградой для Ивана Матвеевича. Здесь уместно отметить следующий момент: «Не могу никогда забыть добрейшего отца моего воспитателя, директора Казанской учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского, по мысли которого и величайшему участию все это устроилось».
     Но было бы не полноценным оставить без внимания роль другого человека, принявшего на себя всю ответственность в путешествии, будучи путеводителем он проникся к путешественнику заботливым человеком взявшего для исполнения переданную эстафету.
     «Преподобный Достоуважаемый Отец Иоиль! Господу угодно было удостоить меня под Вашим усердным руководством, быть очевидцем главнейших Святынь России, а именно: Киево-Печерской лавры с местными достопримечательностями; Первопристольного града Москвы с достопримечательностями; Сергиевой лавры; Воскресенского, именуемого Новым Иерусалимом, Монастыря и Саввы-Звенигородского монастыря со скитом, которые составляют главный предмет моей будущей цели. Все эти местности и достопримечательности были достигнуты для обозрения много посредством ваших великих трудов и человеколюбия, за которые я и посвящаю сии мои записки Вашему имени;  принося Вам мою сердечную благодарность, считаю себя неоплатным должником Вашим до гроба моей жизни. С истинным почтением и преданностью пребуду к Вам многоуважаемый духовный Отец, покорнейшим слугою Иван Штыгашев. 1884 года. Сентября 11-дня, г. Казань».
     Восхищаясь увиденными и описанными Иваном Матвеевичем о замечательных исторических местах, мы с Вами уважаемый читатель, становимся соучастниками путешествия.
     «Верст за 15 Москва была видна во всем своем величестве, сорок седоков церквей (у нас в Сибири такое поверье) блистали своими золотыми главами… Храм Христа Спасителя своею яркостью позолоты и громадного обширностью…»
     На следующий день Отец Иоиль сообщил Ивану Матвеевичу о том, что на его путевые издержки, выданы из Покровского Миссионерского монастыря 100 рублей; по нынешнему – командировочные расходы. Когда на пути в Кремль в торговом ряду Отец Иоиль «Купил мне драповое на вате пальто и триковые брюки, которые мы там же надели и в них отправились».
     Вспоминая исторические события, которые пережила за несколько столетий Москва, Иван Матвеевич осматривая арсенал «уставленный кругом пушками, отобранными у врагов отечества и наконец она попирает врагов своих ногами» – записывает он в своем дневнике.
     «Мы знакомим наших читателей с фрагментами из «Записок Аалтайца» Ивана Штыгашева, помещенных в книге». Иван Штыгашев посетил паломником Москву, Киев и Оптину пустынь в конце XIX века. Предлагаем читателям отрывок из его Записок, рассказывающих о посещениях Москвы».
     Вне всякого сомнения в учебной программе учительской семинарии речь шла о реформе Сибири 1822 года и о ее результатах. Очень важно в историческом плане, что реформа решила вопрос о национальных отношениях коренных жителей с русским населением. Прежде всего, коренные жители в правовом отношении получили автономию в самоуправлении.
     Был разработан, заложенный еще декабристами, и принят «Устав об управлении инородцами» регламентирующий самоуправление, выборность от родовых управ до степных дум.
     По сути, – это миниконституция для коренных жителей Сибири, когда их статус уравнивался с русским населением в то время в центральной России действовало крепостное право и отменено было 39 лет спустя в 1861 году.
     Прогрессивные круги российского общества высоко оценили проводимые преобразования. «Сибирский вестник» издававшийся в 1818-1824 годах Г.И. Спасским особо отмечал тот факт, что новые законы «не лишали Сибирских инородцев драгоценнейшей свободы, не обременяли их цепями подобно как никогда испанцы с несчастными американцами», а давали возможность народам заселяющим просторы Сибири самим управляться принятыми законами отражающими гуманизм и внимание к судьбам малых народов.
     Будет здесь уместным отметить высказывание по этому вопросу ученого-Тюрколога Николая Федоровича Катанова:
     «Итак сагайцы в широком смысле слова, включивших бельтиров, а после 1853 г. и кайбалов, представляли собой не племя, а в начале чисто административное образование, созданное царской администрацией в результате реформы 1822 года».
     Уважаемый читатель, делюсь с вами своими размышлениями о том, что живя в Матуре, Иван Матвеевич знал о исследовательских работах, научных по диалектам языка, Н.Ф. Катанова. Их пути на попроще просвящения своего народа соприкасались. Близость и знание территории проживания: Матур – Таштып – Аскиз, сопутствовали одинаковым правилам поведения, твердостью православной веры, жизнелюбием и нравственной чистотой. В возрастном диапазоне они были ровесниками с разницей в 1 год, что давало Ивану Матвеевичу вести отчет времени с 2011 года – 150 лет.
Матурская миссия отца Иоанна
     После поощрительного путешествия по историческим местам России, Иван Матвеевич направляется учителем в свой родной улус Матур, с 15 июля 1885 года.
     Первым христианским богослужебным зданием в Матуре была часовня построенная в 1886 году. Вот как сам отец Иоанн описывает  первое пасхальное богослужение. «Ученики нашей миссионерской школы отлично вытвердили Пасхальные ирмосы. По моему приглашению собрались в часовню дальние и ближние окрестности Матура. Наша служба в первый день Пасхи привлекла в часовню богомольцев, как первое торжество этого Края».
     После обустройства часовни отец Иоанн занялся постройкой нового здания школы. Епископ Макарсей предложил план строительства школы. Но отец Иоанн также предложил свой вариант и пишет в своем дневнике: «Место для этого здания было выбрано по моему усмотрению в конце улуса, где, как рассчитывал я, должно быть мало грязи».
     По его начертаниям здание школы имело две печи, один вход и много окон, четыре изолированные и две проходные комнаты. Самая большая с шестью окнами была «училищем», потом «спальня учителя», прихожая, гостиная, чайная и кухня. Для учеников были составлены расписания по которым они занимались, с учетом школьной учебной программы на год. Предначертания по строительству школы оправдывались, отец Иоанн пишет «Работа шла очень успешно, после Ильина дня мы, благодаря Бога, перешли в новый дом». Идет 1888 год. В этом же году в Матурском стане была построена однопрестольная церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солунского на средства торгующего крестьянина Дмитрия Ивановича Иванова.
     Церковь была освещена собором священников в 1889 году, была деревянной и с колокольней. Можно представить себе о разносившемся в здешних местах колокольном звоне вселявшем в православные души радостные чувства.
     Здесь небольшое отступление в повествовании о Иване Матвеевиче. В 1889 году с 10 июня епископом Бийским Макарием он переводится в Кондомский стан миссии и «расположен в диаконы». Через год в 1890 году с 15 февраля переведен священником Кондомской Богоявленской церкви.
     За 8 лет деятельности на посту священника отец Иоанн проповедуя православие обратил из языческой веры таежных жителей 890 человек. Присоединил к православной вере 3 человек из мотеранства. Проявление усердия его не осталось не замеченным со стороны духовенства. Просвященный Макарий, ставший к тому времени епископом Томским и Барнаульским, наградил его в январе 1898 года набедренником, 5 марта 1899 года он был высочайше награжден орденом Святой Анны третьей степени. 28 марта 1902 года Просвященный Макарий вновь награждает его скуфьею. 6 мая 1904 года отец Иоанн получил благословение Святейшего Синода с вручением ставленой грамоты.
     С 1905 года по личной просьбе возвращается на свою Родину в Матурский стан, но теперь уже священником. Возвращается он со всей своей семьей: женой (в девичестве казачкой Зыряновой Пелагеей Петровной 39 лет) и детьми: Михаилом (17 лет) ставшим после переезда стихарным псаломщиком при стане, Таисьей – 14 лет, Валентиной – 9 лет, Антонидой – 7 лет, Зоей – 4 лет, Петром – 2 с половиной года.
     С присущим  ему рвением включается в миссионерскую деятельность, прежде всего по своему глубокому убеждению как христианин с чувством нравственного долга перед своей паствой, в которой были русские прихожане, кузнецкие инородцы-шорцы и минусинские инородцы проживающие вблизи от Матурского стана в аалах, часто посещаемых отцом Иоанном. В ежегодном письменном отчете за 1908 год он пишет «У нас богослужение в местной церкви совершается на двух языках – на русском и инородческом и проповедь говорится тоже на двух. Предварительно заучив миссионер проповедь всегда изустно». А это значит, что подготовка к таким богослужениям требовала тщательности и хорошего знания языков, что и было достоинством отца Иоанна.
     Территория Матурского прихода в которую входили здешние прииски и аалы инородцев простиралась «в одну сторону на 80 верст, а в другую на 125» Священник бывал в этих местах по четыре – шесть раз за год. В отчетном 1908 году исповедовавшихся и причастившихся было 324 человека, освящено новых браков 13, крещено из «язычников» два человека, из субботников еврейского вероисповедания, один человек, крещено детей православных родителей 149 человек, погребено умерших 76 человек, проехано по делам службы 1812 верст.
     В поездках по местам проживания прихожан приписанным к Матурскому стану, священника обязательно сопровождал учитель или помощник, помогая ему в проведении обрядов. Предпочтение отдавалось учителю «Так как более развитой человек, учитель полезнее псаломщика для стана».
     Казалось бы, в отдаленных местах среди коренного населения должно иметь место проявления шаманизма, но судя по отчету священника, этого в округе нет «Среди кузнецких инородцев шаманствующих не слыхать, а также из живущих близко к стану между минусинскими инородцами камлающих незаметно. Отношения между ними нет ни в религии, ни в жизни. О бургане (монгольском ламаизме) здесь никто никогда не слыхал, поэтому о нем даже понятия не имеют». Безусловно, в этом немалая заслуга отца Иоанна. Убедить инородца в принятии святого крещения – это только начало. Так как он сам инородец и хорошо понимал: «Как поднимается ужасная буря душевной борьбы, смешанная нередко с досадой и тоской» прежде чем переступить этот важный порог жизни. Он считал, что надо быть осторожным и не пассивным, а умеющим «без скорби для них раскрывать им глаза души и сердца. Не пожалел я для этого святого дела ни труда, ни времени».
     Так рассуждать и делать мог, согласитесь, только истинный патриот, к тому же тонкий знаток душ человеческих – психолог. Этими качествами отец Иоанн обладал сполна.
     Как бы подытоживая свой шестнадцатилетний период православной службы на Кондоме он сказал о себе «Да ведь и для Родины Матура кого-нибудь надо». Исключением был конечно Матурский стан - регион в 100 квадратных верст. Причем и здесь имелась своя особенность. Если смотреть на территорию стана с севера на юг, то это был участок на стыке двух губерний – Енисейской и Томской. Границы Минусинского округа и Кузнецкого уезда тоже стыковались здесь.
     Вот запись из дневника путешественника священно-служителя посетившего эти места в 1912 году. «Благополучно достигли Таштыпа – того самого села, где церковь стоит на самой грани между губерниями Томской и Енисейской. Грань, как известно, проходит через самый алтарь, так что, по словам местного священника, когда он стоит в алтаре у престола, он находится в Томской губернии, а когда отходит на горное место, тогда бывает уже в пределах губернии Енисейской».
     В Минусинском государственном архиве хранятся документы, в которых обозначены топографическими данными границы между губерниями определенными реформой Сибири 1822 года. В первые годы Советской власти определяя западные границы Таштыпского района в 1924 году, эти данные в большей степени были сохранены.
     Миссия Ивана Матвеевича затруднялась еще и тем, что недалекое соседство золотых приисков вносило в нравственную жизнь коренных жителей «незнакомый им вредный элемент».
     Торговля вином, пьянство, ругательство худыми словами, картежная игра свили в молодежной среде порочное гнездо. Хотя совсем еще недавно мирность и покорность были отличительной стороной инородческой среды, теперь же «к горькому своему сожалению поздно схватились мы, борьба непосильная». Хотя и на головном прииске Веселом была церковь, построенная в 1873 году во имя апостола Андрея Первозванного. Церковь построили почетный гражданин Петр Иванович Кузнецов и Коммерческий  советник Захарий Михайлович Нибульский, приписана она была к Матурской Дмитриесалужской церкви находящихся отныне от нее в 52 верстах.

Михаил Захаров
Продолжение следует...
Категория: 14 сентября 2012 | Добавил: Evgen-ex-z (14.09.2012)
Просмотров: 1228 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz