16-летняя эпопея Бутрахтинской школы
16-летняя эпопея Бутрахтинской школыПрологВ конце 79-х, начале 80-х, когда совхозы и предприятия были в зените своего развития, много строилось жилья и других социальных объектов. Микрорайоны в городах, целые улицы в селах вырастали, как грибы после дождя. В то время предприятия имели какую-то прибыль и у них была возможность строить за счет своих средств, так называемым, хозяйственным способом.
Совхоз «Абазинский» в те годы был одним из лидеров в сельскохозяйственном производстве в области. Имея в своем активе свободные оборотные средства, активно решал социальные вопросы в селах, где располагались его фермы. Вся территория нынешнего Бутрахтинского сельсовета входила в состав подразделения под номером 5. Пик строительства в Бутрахтах пришелся именно на вышеназванный период. Тогда в селе появились две новые улицы и двухквартирные дома, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, мощная котельная, большой магазин, здание детского садика, довольно внушительных размеров. В те же годы сельский совет из Чилан перевели в Бутрахты. Восьмилетняя школа тоже находилась в соседнем селе. Ее было решено тоже перевести, но специального здания не было. И тогда нашли не самый лучший вариант решения вопроса, как оказалось потом: школу разместили в здании детского сада, где отсутствовали мастерские, спортивный зал и другие, необходимые для процесса обучения, помещения. Практически были только классные комнаты. Занятия проходили в две смены. Физкультурой зимой и летом занимались на свежем воздухе. Трудовое обучение проходили только теоретически.
В таких условиях учить было очень сложно. Тем более, что со временем школа получила статус средней. Прогресс школьного обучения стал все настойчивей предъявлять новые требования. Была ситуация, когда Бутрахтинской школе дали комплект компьютерного класса, но его просто негде было установить и его отдали другим. Поэтому все настойчивей возникал вопрос строительства специализированного здания.
Первыми об этой проблеме заговорили депутаты сельсовета, представлявшие образование. Это тогдашний директор школы Н.В. Торокова. Затем эстафету приняла новый руководитель В.П. Султрекова. Как помнится, первые попытки часто оставались только благими намерениями. Представители района, ссылаясь на финансовые трудности, старались оставить вопрос до лучших времен, если точнее, не решать никак. Однако настойчивость местных депутатов все же сдвинул воз с места. После обращений в областной Совет депутатов было дано добро на строительство типовой школы в Бутрахтах. Председателем Совета депутатов Хакасской Автономной области тогда была Г.А. Трошкина. Так началась 16-летняя эпопея строительства бутрахтинской школы.
Бурное началоПодготовить, вернее, выкупить проектно-сметную документацию поручили совхозу «Абазинский». Основную ношу по решению этого вопроса взяла на себя Н.В. Молодцова, представлявшая данное хозяйство. Начались частые поездки с директором школы в Абакан на различные уточнения, согласования. Немало сил и времени было затрачено, но не впустую. Так, к примеру, удалось внести важную поправку в размеры спортивного зала. В первоначальном варианте площадь его была намного меньше.
Возводить здание взялась крупнейшая строительная организация в районе: Шахтостроительное управление из г. Абазы. Было начало марта 1993 года. В тот год зима еще вовсю лютовала: несмотря на календарное начало весны на улице был такой мороз, что люди без надобности на улицу не выходили. Но мощной технике ни мерзлая земля, ни холод не смогли противостоять. До наступления теплых дней огромный котлован был вырыт. А вскоре приехали строители и за лето возвели коробку основного корпуса. Осенью они убыли восвояси и оказалось насовсем. После них двухэтажное строение с пустыми глазницами оконных проемов осталось «украшать» деревенский ландшафт. Это было началом лихих 90-х.
Трудная ношаОстановившись на самом старте, возведенный корпус школы стал для руководства новой республики и района тяжелой ношей, которую, как говорят, нести тяжело и выбросить жалко. Политические преобразования в России не улучшили, а наоборот все больше усугубляли ситуацию. Повальное свертывание производства, безденежье надолго сковали строительство в Бутрахтах. Будет не справедливо говорить, что со стороны руководства республики и района не принимались попытки реанимировать стройку. Но тех небольших сумм, которых как-то удавалось выкроить, хватало только на эпизодические работы. Так возвели крышу здания. Дальше опять затишье.
Добрый дядяВторое дыханье строительству пришло лишь в 1997 году. Тогда, руководивший районом Г.П. Шулбаев, нашел нового строителя в лице В.С. Астанаева, имевшего солидную строительную фирму под названием «Монолит». После долгих переговоров и ознакомления с ситуацией на месте, он согласился продолжить строительство. Причем, что важно, без наличных денег путем, так называемых, взаимозачетов. Не буду вдаваться в подробности таких рассчетов. Однако замечу только, что в то время это был основной вид товарооборота по принципу: «я тебе хлеб – ты мне мыло».
Серьезная организация и работает мощно. Силами трудяг из Поднебесной (КНР), начав весной, в ноябре этого же года сдали в эксплуатацию основной корпус школы, как тогда отметили, первую очередь всего комплекса. Также успели построить корпус спортивного зала, гараж и второе здание.
Заключительный этапПосле пуска основного корпуса строительство снова пошло в вялотекущем режиме. Довели до готовности спортзал, а пристройка к школе, так называли второе здание, оставалось без движения. Со временем и вовсе треснуло, не выдержав пренебрежительное отношение к себе, наверное. С этим еще прибавилось хлопот.
С приходом нового руководителя района В.И. Шулбаева, начался заключительный этап строительства. В то же время назначили новым директором школы П.Г. Чебочакову, депутата районного Совета. Ни на один день не выходил из их внимания этот объект. Постоянно шли поиски вариантов «доводки до ума». Выделялись свои, немалые в масштабах района, средства, привлекались инвестиции из республики. Но на пути встала проблема с трещиной и строители, которые брались за работу, не найдя правильного решения, просто уходили с объекта. Сколько споров и обсуждений технических решений было за последние годы. Привлекались проектные институты. Никто не хотел рисковать своей репутацией и безопасностью людей. Но, нашлись, в конце-концов, умные головы, предложившие затратный, но надежный способ обуздания раскола здания. Сверху надежно окольцевали бетонным поясом по периметру, укрепили железной решеткой саму трещину и облегчили крышу, заменив шифер металлочерепицей. Попутно таким же материалом обновили и другие корпуса школы. Сегодня все постройки Бутрахтинской школы стоят единым комплексом. Школа полнокровно выполняет свои функции.
Непроста оказалась дорога к окончательному завершению строительства у Бутрахтинской школы. Путь в 16 лет с препятствиями, но преодолен. К чести бутрахтинских учителей необходимо отметить, что они за эти годы никогда не обращали внимания на неудобства и вели процесс обучения на высоком уровне.
Трудно переоценить вклад администрации района в окончательное завершение возведения школы. Постоянное обострение проблемы, перед руководством республики дали результат. Сегодня вполне уверенно можно констатировать, что еще одна головная боль снята с повестки дня.
И вот 30 мая район праздновал окончание строительства третьей очереди Бутрахтинской общеобразовательной школы! Для того, чтобы это событие состоялось израсходовано 17 миллионов рублей бюджетных средств. Из них: 3 миллиона было выделено из районного бюджета. Не побоюсь повториться, что строительство началось еще в конце девяностых, получило продолжение в 2008.
И вот долгое время пустовавшее крыло зазвенело детскими голосами! У обновлённой школы – новый современный спортзал, прекрасная, светлая просторная столовая с самым современным оборудованием, шикарный актовый зал, надежная котельная, новенькие, пахнущие свежей краской три замечательных класса.
Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Класс родного языка и литературы оборудован «по последнему слову техники» – на столах – ноутбуки, на стене – интерактивная доска, позволяющие вести урок с выходом в интернет. Даже жалюзи на окнах изготовлены по специальному заказу – на них изображены символы Республики Хакасии – цветы жарки (Купальница азиатская) и Таштыпского района – ветка сосны сибирской (кедровой) с шишками.
За пять лет произведена колоссальная работа: отремонтирована кровля здания, усилены его несущие конструкции, произведен монтаж новых окон, установлено отопление. Капитальный ремонт внутри задания выполнены с применением современных технологий и материалов.
– Благодаря долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)», комплексом мер по модернизации общего образования, комплектованию образовательных учреждений республики, – отметила министр образования и науки Республики Хакасия Галина Александровна Салата на открытии третьей очереди образовательного учреждения. – У данной школы есть все шансы оборудовать все оставшиеся кабинеты новой техникой. И в этом нет сомнения, что так оно и будет.
Георгий Пойзымов,Анна Щукина
|
Категория: 5 июля 2013 | Добавил: Kogaj-akh (05.07.2013)
|
Просмотров: 513
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|