Человек и его дело
Завет отца исполнен
Глядя на людей, родившихся в середине 20 века, удивляешься, насколько они целеустремленные, сильные духом. Наше поколение совсем другой «закваски». Жизнь тогда в бытовом плане была намного сложнее нашей. Детям того времени порой приходилось трудиться наравне со взрослыми во время страды и особенно, когда все работоспособные взрослые отдавали свои силы Победе. Может быть, поэтому они так тянулись к знаниям. Их, узнавших физический труд, увлекал процесс обучения. Образование давало человеку почет и уважение, тогда как многие не умели даже читать и писать. Мама Александры Михайловны Чеглыгбашевой была совсем неграмотная. Отец закончил четыре класса, и по тем временам считался человеком образованным. Работал в райисполкоме, в совете села, в то время родилась его дочь Александра и трое сыновей. Перед Великой Отечественной войной его назначили председателем колхоза «Красный партизан». Уходя на фронт, он завещал дочери: «Учись, дочка! Выучишься, сама станешь учителем». Для Александры это стало поддержкой ее интересам – она сама любила учиться и с жадностью «впитывала» все, что рассказывают учителя. Отец не вернулся с войны. Матери стало сложно содержать семью одной и Александра уже с 10 лет начала трудиться в поле рядом со взрослыми. Как и многие ее сверстники полола хлеба, вязала снопы, складывала скирды. Порой приходилось работать круглосуточно – днем жать пшеницу, а ночью молотить. – Мы сильно уставали, иногда убегали, прятались в сено, – вспоминает Александра Михайловна. – Механик вилами нас выгонял, заставлял работать. Как никого не запорол? Чудо просто. Во время уборки хлебов нельзя медлить. А, кроме нас, некому было это делать. Несмотря на то, что путь до школы насчитывал десятки километров, учеба была приятным занятием. Поначалу школа находилась в Большой Сее. Потом её закрыли, приходилось ходить в Нижние Сиры каждый день, пока река подо льдом, а когда лёд сходил, оставались жить в селе на квартирах. А после и эту школу закрыли, осталась только в Таштыпе. И поначалу, пока было тепло, Александра училась, ежедневно преодолевая более 10 км. С наступлением холодов нужно было остаться жить в Таштыпе, что называется «в людях». Но мама сказала: «Об учёбе придётся забыть. Надо платить за проживание на квартире, дрова с собой везти, продукты, младшие подрастают. Не смогу я». – Ох, как я плакала! – говорит Александра Михайловна. – До сих пор помню: забилась на печку и рыдала.
Чудесное происшествие
Иначе и не назовешь случай, который помог Александре достичь цели. Однажды она увидела на полу кусочек газеты, видимо, оставшийся после растопки печи. А на этом клочке написано, что Абаканская национальная школа принимает детей, чьи родители погибли на фронте, для обучения с постоянным проживанием. Это ли ни чудо? Александра сама подготовила все документы и через какое-то время тётка отвезла её и ещё четырёх односельчан-сверстников в Абакан. – Чтобы нас приняли в школу, пришлось сдавать экзамен, – рассказывает Александра Михайловна. – И директор Мартыновский, не помню уже его имя и отчество, очень удивился, что я такая грамотная. Нас приняли. Училась я хорошо. А пришло время выпускного и я – опять в слезы, мечтала и дальше учиться. Одна моя подружка собирала документы для поступления в Московский ВУЗ. И мне тоже так хотелось туда! Написала матери: «Мама, продай баню, мне очень нужны деньги на дорогу, а дальше я уже сама…» Но маме ещё надо было двоих тянуть. Младший брат после войны умер из-за плохого питания. Мама отказалась. Не получилось поступить в ВУЗ. В то время не было учителей иностранных языков. И Александра Михайловна, пройдя трехмесячные курсы преподавателей немецкого языка, вернулась в родное село, стала учить детей в местной школе. Потом пришлось перейти на работу в Нижние Сиры, где она познакомилась с будущим мужем Иннокентием Михайловичем. – Я до сих пор ему благодарна, что он мне разрешил получить высшее образование. На тот момент у нас было уже двое деток. Валерию исполнилось 4 года, Татьяне – два, и муж остался с ними. В то время обучали только очно. В Абаканском пединституте было только два факультета – русского языка и математики. И я, чтобы стать учителем биологии, поступила в Красноярский педагогический институт на очный факультет. Год я успешно проучилась. Но вот деткам моим было сложно без меня. Каждый раз, когда приходилось уезжать, они сильно плакали. И мне пришлось оставить учёбу. Уже немного погодя я поступила на заочный факультет и наконец-то стала дипломированным специалистом. Вот так, благодаря настойчивости и усердию, Александра добилась своего.
Жизнь с пользой
Александра Михайловна всегда была активисткой. На работе участвовала в делах профорганизации и коллектива. Дважды ее избирали депутатом сельского совета. Долгие годы она являлась членом женсовета. – Ходили с рейдами по неблагополучным семьям, вызывали людей на заседания. Помогали и тем, кто оказывался в сложных семейных или жизненных ситуациях. Боролись с тунеядцами, пьяницами. Люди уважали наше мнение. Прислушивались, боялись. В школе все шло своим чередом. Коллектив – замечательный. Как одна большая семья вместе работали, отмечали праздники, отдыхали. Рядом был муж – коллега, он преподавал сначала математику в старших классах, а потом вёл уроки в начальных. Нас объединяла не только семья, забота о детях, но и общие интересы. Дома с детьми мы были строгими. Хотели, чтобы и они выросли грамотными, образованными. И к нашей радости, Валера окончил Красноярский технологический институт, Татьяна – Абаканский пединститут. Оба сейчас – состоявшиеся люди. Александра Михайловна ушла на пенсию с поста директора общеобразовательной средней школы села Большая Сея. Но она отмечает, что работать непосредственно с детьми ей нравилось больше, с ними интереснее. Уже 12 лет она живёт без мужа. Но рядом дети и внуки. Внуки, что теперь уже вошло в порядок вещей, все имеют высшее образование, этим очень радуют свою бабушку. Она с гордостью рассказывает, где и в каких ВУЗах они учились, какую профессию получили, где работают. Александра Михайловна говорит, что всегда старалась жить с пользой для семьи и людей. Конечно, есть те, кто сейчас обижен, что в свое время призывала к порядку, вызывала на заседания комитетов, стыдила. Но по большей части, односельчане ее уважают, а сельская и районная власти оказывают внимание, поздравляют с праздниками, направляют в ее адрес благодарственные письма. Сколько их накопилось за всю жизнь – грамот, дипломов, благодарностей – и не сосчитать. На улице к ней подходят бывшие ученики и просто жители села, которым некогда она помогала, справляются о делах, благодарят. – Я чувствую заботу и внимание. Значит, жизнь прожита не зря.
Ольга Гонза
|