Как будто все это было вчера...Необычайно интересно углубляться в прошлое. Иногда делаешь настоящие открытия. Вот и деревня Матур, расположенная на территории Таштыпского района, оказывается, образована в первой половине XIX века – в 1825 году. Об истории этой деревни я сегодня и поведу повествование.
Основателем улуса Матур был Тазлам Штыгашев, приехавший на жительство из Горной Шории, а именно, из улуса Тагдагы аал (деревня, стоящая на горе) Кузнецкого уезда, по национальности шорец. Прибыв на жительство (в то время в этой местности никто не жил, хотя территория принадлежала Хакасии), он, в первую очередь, построил балаган из колотых досок, крытых дерном, а затем перешел жить в юрту на берегу речушки Кулява. Потомки Тазлама рассказывали: «Когда он выстроил четырехстенную маленькую избушку и прорубил окно, то вместо стекла приспособил коровий мочевой пузырь. В избушку просачивался пусть не яркий, но все же дневной свет».
Через некоторое время после Тазлама сюда стали переезжать Тартыгашевы, которые раньше жили в том улусе, где жил и сам Тазлам.
Но затем с берегов реки Мрас (это тоже территория Горной Шории) сюда приехали на жительство Кызынгашевы, Шултрековы, Кужаковы, Токпешевы, Якушевы и Майнашевы. Также переселенец из Горной Шории по имени Андран поселился в другом логу. А теперь тут двадцать с лишним дворов, и зовется этот лог в настоящее время Андрагол.
Мрасинские шорцы стали жить на правом берегу реки Матур. Таким образом получилось два Матура – Верхний и Нижний. Все эти приехавшие сюда на жительство шорцы занимались охотой на зверей и птиц, рыбной ловлей, собирали кедровые орехи, ягоды. Было у них и подсобное хозяйство. Держали лошадей, коров, занимались хлебопашеством.
Со временем они стали строить деревянные дома, научились делать глинобитные печи. Жилища освещались лучинками, а для приготовления крупы и талкана применялись ручные мельницы. Посуда была деревянная, а также из бересты. Вот так начала существовать деревня Матур.
То место, откуда приехали на жительство Тартыгашевы и Шты-гашевы, в настоящее время именуется городом Осинники, где добывают высококачественный коксующийся каменный уголь. Отсюда вывод, что все же основателем деревни Матур является род Штыгашевых. Хотелось бы отметить, что одним из потомков рода Штыгашевых является председатель Верховного совета Республики Хакасия Владимир Николаевич Штыгашев.
В 1884 году в Матуре была открыта первая школа. Занятия в школе начинались с первого октября, а обучение продолжалось до праздника Пасхи. Школа была трехклассная. Обучались в ней учащиеся разных возрастов. Так, в первом классе занимались дети от 9 до 13-14 лет. Занятия велись на русском языке, а население было шорское. Алфавит изучали славянский.
Преподавали арифметику, письмо, чтение, пение, заучивали молитвы. Был только один учитель, и занятия велись в одну смену.
Первый учитель – Феоктист Гуриевич Мелихов, русский, сын офицера царской армии. Служил старший Мелихов на Кавказе, но за лояльное отношение к солдатам и резкую критику муштры в царской армии был сослан в Сибирь на 25 лет и оказался в Аскизе. Жил в Усть-Бюре Усть-Абаканского района и там же умер.
Феоктист Гуриевич свою педагогическую деятельность начал с 15-летнего возраста, не имея специального образования. Ему удалось сдать экзамен на звание учителя одноклассной церковноприходской школы. В то время здания школы не было, поэтому занятия проводились в приспособленном под нее доме.
Впоследствии, по инициативе учителя Мелихова, силами общественности деревень Верхний и Нижний Матур было построено новое здание школы на 40 мест с учительской квартирой. В этой школе велись занятия начальных классов Матурской средней школы вплоть до постройки Матурским леспромхозом нового здания в 1964 году.
В числе первых учителей был Андрей Николаевич Тартыгашев, который хорошо знал историю своей школы и своими знаниями помогал учащимся исторического кружка, ибо в это время, кроме него, никого в живых уже не было. Он умер в 1957 году на 84-м году жизни. Необходимо отметить, что благодаря ему стало известно, при каких обстоятельствах открывалась школа, как велись занятия и кто учился с ним в то время. В числе тех учеников – Харитон Николаевич Штыгашев, Самсон Николаевич Штыгашев, Андрей Николаевич Штыгашев, а также Леонтий Николаевич Тартыгашев, художник-самоучка, Сарапион Иванович Глаголев, участник двух войн – первой империалистической и гражданской.
До 1900 года, в течение 16 лет, школа находилась на финансировании общественности, которая готовила ее к новому учебному году, содержала техничку, платила зарплату учителю, вела другие расходы.
Вторым учителем этой школы стал Константин Степанович Тенешев по национальности шорец, выходец из Кузнецка, имевший специальное учительское образование. При Тенешеве занятия также велись на русском, но молитвы заучивались на русском и алтайском языках.
Затем учителем работал Терентий Тихонович Бурнаков. Он также, как и Тенешев, был шорцем.
С 1900 года, в связи с постройкой в Матуре церкви, школа стала называться церковно-приходской. С этого времени ежедневно перед началом занятий в школу приходил священник Иван Штыгашев, которого в то время в народе называли «отец Иван». Он вел занятия с учащимися по Закону Божьему, разучивал молитвы, а в воскресенье учащиеся в обязательном порядке должны были приходить в церковь и становиться в первых рядах для выслушивания церковных проповедей и пения молитв. С 1903 года, кроме вышеперечисленных предметов, изучалась история Ветхого, Старого и Нового Заветов. Как и раньше, занятия в школе начинались с первого октября.
За нарушение дисциплины учащиеся строго наказывались, а на экзаменах присутствовал сельский староста. Священник же имел права больше, чем сам учитель. В 1888 – 1890 годах учились, а затем и работали учителями: Ананий Тимофеевич Казанаков, Петр Тарасович Штыгашев, Гордей Иванович Отыргашев, Григорий Николаевич Тартыгашев.
Петр Тарасович Штыгашев долгое время работал заместителем заведующего Хакасским облоно по хакасским школам. Он автор многих учебников на русском языке для хакасских школ, заслуженный учитель РСФСР, участник Великой Отечественной войны. Продолжительный период являлся директором школы № 1 г. Абакана. Умер и похоронен в Абакане.
Ананий Тимофеевич Казанаков, окончив Томскую учительскую семинарию в 1913 – 1915 годах, работал заведующим Матурской школой, где он сам учился, а в годы Советской власти (1936 год) был преподавателем хакасского языка в Абаканской совнаршколе. Автор многих учебников по хакасскому и русскому языкам. Он по праву считается одним из первых авторов учебников для хакасских школ. Его учебники до сих пор экспонируются в ХакНИИЯЛИ.
Расскажу еще об одном ученике и учителе Матурской школы – Гордее Ивановиче Отыргашеве. Окончив Томскую учительскую семинарию, он также работал в Матурской школе, а затем преподавал в школах Аскизского и Таштыпского районов. В последние годы был учителем хакасского языка в Таштыпской ШКМ, где у него учился автор этих строк. В то время я впервые начал изучать хакасский язык. После Гордея Ивановича взяли в Таштыпский райисполком, где он был назначен председателем новотюркского алфавита. Такой алфавит в то время был. По этому алфавиту стали изучать хакасский язык.
С 1922 года в школе открылся четвертый класс. Теперь проводили уроки два учителя. Преподавание велось на русском языке, ибо учебников для хакасских школ еще не было. В те же годы в Матуре организовался леспромхоз, и сюда начали прибывать другие люди и, в первую очередь, русские. С 1928 года в течение многих лет заведующим школой работал Василий Михайлович Еремеев, а вторым учителем была Мария Ермиловна Тодрашева. Она – моя учительница, и о ней я немного хочу рассказать.
В 1956 году я работал в Таштыпском районо. Однажды ко мне в кабинет заходит Ия Кирилловна Шулбаева, а за ней какая-то женщина. Ия Кирилловна – учитель русского языка в таштыпской средней школе №1, заслуженный учитель РСФСР. Обращаясь ко мне, она говорит: «Это тоже учительница. В давние годы работала в школах Таштыпского района, а теперь она преподаватель русского языка в Махачкалинском пединституте. В то время, когда она работала, трудовых книжек как таковых не было, а теперь ей нужна справка о том, что она работала учителем в школах Таштыпского района». Мне эта женщина показалась знакомой, и потому я спросил: «Вы в Матурской школе работали?». Она утвердительно ответила. Оказалось, что это была моя учительница Мария Ермиловна, у которой я когда-то учился в четвертом классе. Справку, конечно же, мы ей дали, она нужна была для оформления на пенсию. Вот так учитель и ученик встретились и попрощались. Больше я с ней не виделся.
В 1935 – 1936 учебном году Матурская школа из начальной была переведена в семилетнюю, а чуть позже тут было выстроено типовое здание школы с четырьмя классными комнатами, кабинетом директора школы и учительской, спортивным залом и кабинетами физики и химии.
В том же 1936 школу окончили Григорий Трофимович Зорин – в будущем Герой Советского Союза, Георгий Ильич Шуверов – Герой Социалистического Труда, Иван Иванович Казынгашев – кавалер двух орденов Ленина, знатный тракторист Матурского леспромхоза. Все они участники Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
В 1952 году Матурская школа из семилетней преобразована в среднюю. Первый выпуск десятилетки состоялся в 1957 году. И с того года, в течение девяти лет, директором школы был я. Тогда же, в связи с расширением деятельности Матурского леспромхоза, вновь открыли лесозаготовительные участки в Верх-Таштыпе, Усть-Матуре и в Балахташе. Количество учащихся резко увеличилось. Сюда приезжали дети из населенных пунктов: Нижний Матур, Усть-Матур, Балахташ, Тлачек, Тамалык, Верх-Таштып, Анчуль, Кызылсук, Шепчуль, Ада, Вершина Матура и Алдаш.
В школьном интернате проживали более 100 учащихся, а здание не соответствовало нормам содержания такого количества детей. Поэтому леспромхоз в срочном порядке выстроил новый интернат. В Матурской средней школе уже обучалось более 900 школьников. Такое количество для сельской школы было нетипичным. Даже сегодня в ней обучается чуть больше двухсот человек. А в то время занятия велись в трех зданиях и в две смены. Создались проблемы с ведением внеклассной работы, и поэтому по инициативе руководства леспромхоза, а в первую очередь его директора Юлия Марковича Зусмана, была построена новая школа.
Особо скажу об учителе истории Григории Васильевиче Нагайцеве. Григорий Васильевич по праву считался любимым и уважаемым человеком, как среди педагогического коллектива, так и учащихся. Уважала его и родительская общественность. Григорий Васильевич был скромным человеком. Он никогда и нигде не повышал голоса. Но знаниями обладал огромными. О таких людях в народе говорят: «ходячая энциклопедия». Если бы не он, то история Матурской школы никому не была бы известна, но со своими кружковцами он собрал и сберег многие сведения о минувших годах нашей школы. На педагогическом совете было решено торжественно отметить юбилей, что и было исполнено 1 октября 1964 года. И все это благодаря работе Григория Васильевича.
Отмечалось 80-летие школы, и нас в этом деле поддержал директор Матурского леспромхоза Юлий Маркович Зусман. Приехавшая на юбилей представитель Хакасского обкома партии Мария Максимовна Чешева поинтересовалась, откуда школа достала такие средства на праздник. Уж не вкладывали ли сюда свои деньги педагоги? Ведь все было так торжественно и красиво. И тогда произнес небольшую речь Юлий Маркович. Он сказал, что очень уважает наш педагогический коллектив и признателен ему за помощь леспромхозу. Поэтому леспромхоз в подготовке юбилея школы участвовал непосредственно.
На юбилее присутствовали известный поэт Хакасии и преподаватель Абаканского пединститута Николай Георгиевич Доможаков, директор Хакасского НИИЯЛИ Дмитрий Иванович Чанков. Все они приготовили подарки.
Были открыты и хакасские классы. Педагогический совет единогласно проголосовал за их открытие. Но, оказывается, без согласия Хакасского обкома партии в таких вопросах не следовало проявлять инициативу. В обкоме КПСС об этом стало известно по окончании учебного года благодаря отчету школы за истекший учебный год. Мне было сделано внушение в высоких кабинетах, но все прошло нормально.
В 1959 – 1960 учебном году из 10-х – 11-х классов этой школы было выпущено 113 учащихся. Тринадцать из них получили золотые и серебряные медали. Когда я представил в районо документы на 13 человек, то присутствовавшие директора абазинских школ Г.К. Трофимов и К.А. Крапивин диву дались по поводу того, что сельская школа выдвигает такое количество медалистов. А из городских школ были представлены по одному медалисту. Я же считаю, что количество подтверждает качество, и об этом следовало бы городским школам в течение учебного года думать. С контрольными работами по математике и литературе я приехал в Хакасский облоно и там свои документы отдал специалистам. На следующий день мне сообщили, что работы хорошие и на медали потянут. Я уехал домой, а примерно через месяц вернулся уже за медалями. Получил все 13 золотых и серебряных медалей, а впоследствии узнал, что ни у Трофимова, ни у Крапивина представленные к награждению учащиеся медали не получили.
Вот и все, что я знаю про Матурскую школу, в которой учился и работал в свое время. В октябре 1994 года коллектив учителей Матурской школы отметил ее 110-летие. Я на этих торжествах был. И скажу, что школа к юбилею подготовилась хорошо.
Кондратий ШУЛБАЕВ,учитель-пенсионер, Имек(Газета «Хакасия», 13 января 1998 г.)
|