Прежде всего – Человек!6 сентября исполнилось бы 65 лет Георгию Прокопьевичу Шулбаеву. Стоит ли напоминать, кто такой Георгий Прокопьевич? Кем он был для района? Не знаю, ведь вряд ли найдется среди земляков тот, кто не помнит его. Это тот редкий случай, когда будучи у руля власти человек оставался, прежде всего, Человеком. Уже потом чиновником высокого ранга.
17 лет возглавлял Георгий Прокопьевич наш район, и это были страшные, черные для России годы. 1989 – 2006 год. Пик перемен, вся смута политической неразберихи, экономическая лихорадка… Время, когда умерла одна страна и в муках рождалась новая. Помните то состояние? Лично для каждого? Беспросветь. Месяцы и месяцы задолженностей по зарплате, гибнувшие совхозы, забастовки учителей, медиков, пожарных…
В нем всегда удивляло умение говорить с людьми. Согласитесь, когда разъяренный безденежьем народ штурмует крыльцо администрации, а такое было. Забастовка учителей, забастовка отчаявшихся людей. Очень трудно не утратить лицо, не сорваться на крик, не пойти по пути: всех разогнать и спрятаться. А выйти к народу. Он вышел. И слова нашел, очень простые, человеческие.
– Всем нам сейчас очень непросто… Но вы – учителя…
И так было сказано это «Учителя» с таким уважением, что шум как-то притих…
Сколько же было тех забастовок? Сколько? Знаете, только сейчас по-настоящему осознаю, что мы, в гневе своем, отчего-то думали: «Уж власть-то сладко ест и крепко спит, это мы все тут страдаем» И будоражила мысль о всесилии и бессилии власти. Казалось, что районная администрация просто не хочет тут же, в один день, поменять все и сделать, как было. Вот не хочет и все. Сейчас ясно вижу: все что мог тогда Георгий Прокопьевич, он сделал. Бессилие власти государственной искупал он, районный глава. Берег, сохранял и строил.
Сберег и сеть культурных учреждений, и школы, и как мог берег до последнего сеть дошкольных учреждений. И более того, именно в 90-е годы началось строительство Бутрахтинской и Арбатской школ, а в начале нулевых открылась Большесейская… Только со временем, когда приходит понимание всей сути происходящего, когда уже ясно, в какую же черную яму шагнула страна, понимаешь и то, что эти три школы – по сути подвиг. Подвиг руководителя… Если не хватает средств на необходимое, какие школы? Вы о чем? А Георгий Прокопьевич думал о будущем. И бесконечно верил в таштыпцев.
Вот только будущее для него было очень коротким, неоправданно коротким. Его не стало в ноябре 2007 года. Что такое 59 лет для сильного мужчины? Возраст, когда еще в избытке сил и хватает мудрости…Возраст, когда надо жить, необходимо жить. Но страшная эпоха не отпустила его, забрала с собой, канув в Лету.
В одном из интервью нашей газете он так ответил на вопрос о слухах о присоединении Таштыпского района к Аскизскому.
– Таштыпский район был и будет всегда.
И всегда будет помнить своего главу, чью спокойную силу, мы оценили только теперь, спустя годы. Георгий Прокопьевич, сколько же терпения, мудрости и достоинства было в Вас? И сколько скромности. Вот уж совсем кажется качества неприсущие властьпридержащим. Сама система которой такова, что она заставляет человека быть над людьми, видеть в них лишь инструмент… Никогда он не позволял себе грубого слова, неизменно вежливый и тактичный, казалось от него исходит спокойствие и уверенность. Уважать человека уже за то, что он человек – редкое это умение…
Я больше чем уверена, что мало кто из нас, таштыпцев, знает, что наш глава был в свое время награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Не любил он говорить о собственных наградах. Что ж, значит мы должны их вспомнить. В 2000 году Г.П. Шулбаев был удостоен Почетного знака «За заслуги в развитии физкультуры и спорта». Совсем нерядовая награда. Это ведь с его легкой руки появилась Лыжня Швыдкова, ставшая позже лыжней Швыдкова-Шулбаева.
Были и медали «За трудовую доблесть» – дважды в 1976 и 1981, и медаль «Ветеран труда».
И еще одна награда, последняя, посмертная – звание «Почетный гражданин Таштыпского района». И будь жив Георгий Прокопьевич, этим званием он гордился бы более других. Он ведь до малой малости, до каждой жилки был сыном таштыпской земли. И любил её, по-настоящему любил без громких слов и обещаний. Просто берег и спасал, когда это было более всего нужно…
Наталья Ковалева
|