Традиции
Чыл Пазы! Праздник радости и обновления!
| Здравствуй, Солнце! Здравствуйте, Духи весны!
|
| Под корой священной березы пробуждается жизнь. Шершавая кора дерева нежно ласкает ладошки
| Чыл Пазы! Праздник, что на благодатной, но своенравной земле Хакасии уже стал двуязычным. Одинаково рады ему и хакасы, и русские да, пожалуй, люди всех национальностей, для кого Хакасия стала – родиной. Но все же к истокам. К корням славного и светлого праздника. Кажется, сейчас нет людей, кто бы не знал, что Чыл Пазы – это праздник Нового года. Единственный вопрос: а почему весной? У многих народов Зима символизирует Смерть природы. По верованию предков хакасов, в это время её покидают Божества Земли, которые возвращаются на Землю вместе с лучами Солнца в день весеннего равноденствия. Люди встречают возвращающихся богов столом уважения, почитания и паром от дымящегося свежего мяса. Таким образом, происходит заряжение доброй энергией Солнца. Чыл Пазы ждали особо: в юртах, кошарах, у коновязей наводили порядок, старались справить новые наряды. Но самое главное, люди старались избегать ссор и выказывали особые знаки уважения старшим, и внимания детям. К застолью также приберегали все самое вкусное. Но в обязательном порядке на столе, скажем так, должны быть молочные продукты и мясо. А начинался праздник, в отличии от европейского Нового года не ночью, а на рассвете, в день весеннего солнцестояния. Обычно весь аал шел на гору встречать солнце. Старший в роду совершал особое моление. И праздник охватывал аалы! В этот день считалось обязательным зайти в каждую юрту, поздравить и угостить близких и друзей. И вот ведь, что интересно, спиртное было не в ходу. Со дня встречи Чыл Пазы в течение целого месяца нельзя было употреблять спиртное, так как, совершив очищение Души, человек должен был беречься от всякой нечисти и зла Нижнего мира, которые попадают в него через спиртное. Своеобразный пост от спиртного надо было держать до Дня Земли (Чир Ине). В период безверия истоки праздника были практически утеряны. И многие обряды восстанавливали по крупицам. Вот те основные, что дошли до нас из глубины веков
Ритуал почитания огня
Надо сказать, что в этот день разводили три огня. И это не случайно. Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.
Ритуал очищения души
Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама (лента), а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.
Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления
На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.
Ритуал почитания Священной Берёзы
Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазын». В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов (белый цвет – истина, чистота, верность, преданность; красный – цвет Огня и Солнца; синий – голубое небо, мир, согласие; зелёный – цвет растительности). Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Вот, пожалуй, малая толика традиций, связанных с праздником мудрости, обновления, надежды – Чыл Пазы. И всё, что осталось теперь, – это от души поздравить всех: – Наа чылнан! – С Новым годом!
|