Из редакционной почты
Мы дыхание войны слышали постоянно…
Теплей человеку в дорогах тяжёлых, В суровом краю от того, Что где-то на свете есть милая школа, Есть добрая школа его... Такой для меня осталась на всю жизнь наша Таштыпская средняя школа. Мне 80, училась с 1939 по 1947 год. Окончила 8 классов. Началась война. Я осталась сиротой. Отец погиб на фронте в январе 1942 года, мама умерла в декабре этого же года. Бесконечно благодарна Анфисе Исаевне Зыряновой, которая приехала в Таштып, чтобы взять на себя заботу об умирающей сестре (моей маме), своем отце и обо мне. К этому времени она похоронила своих детей, свекровь, свекра всего 15 человек. Выжил один ее ребёнок Юрий Иванович Зырянов, который окончил нашу школу, служил в советской армии. Сейчас он с семьёй живет в Таштыпе. Анфиса – добрая, милая, трудолюбивая женщина. Она взвалила на себя непосильный труд: работа, огород и хозяйство. Так жили все во время войны. Я жила одна: ночевала дома, остальное время на улице. И, безусловно, все прелести этой жизни испытала: летом и зимой на реке (плавала, ныряла с моста, каталась на коньках). Часто пропускала уроки. Голод утоляла с подругами и друзьями травой (солодкой, корнями саранок, ягодами). Копали чужую картошку плюс семена конопли – отличные котлеты, поджаренные на конопляных семенах. Мы любили своих учителей, а они нас. Готовили подарки, собирали вещи для фронта. Память не сохранила их имен. Но им низкий поклон. Чем могли, подкармливали нас, особенно в младших классах, жарили пшеницу и драники. Когда меня хотели выгнать из школы и вызвали на педсовет, Федор Васильевич Коноплев (могу ошибаться) сказал: «Она будет учиться здесь, я был учителем ее отца». Так что после этого, все свободное время стала проводить в биологическом кабинете. Атмосфера в классах была дружная. Но шла война... В школу сначала поступили дети из осажденного Ленинграда. Они познали не только голод, но и ужасы блокады. Это был интернат со своим педагогическим составом. Мы как-то присмирели, повзрослели. Вскоре привезли детей после освобождения Смоленска. И снова они пополнили наши классы. Это новое познание – оккупация. У одной девочки немцы подготовили к повешению мать. Она с петлей на шее крикнула: «Уля, возьми Колю». Та под дулами автоматов выбежала и забрала мальчика. Ребят из Ленинграда реэвакуировали, а Смоленских детей только тех, у которых остались родственники в городе Смоленске. Из Ленинградских память сохранила только несколько человек – это: Женя Алло, Галя Хейсо, Марат Перфильев. После окончания 7 класса смоленских девочек отправили учиться в Канское педучилище. Там был детгородок детей-сирот. Среди них были те, родители которых погибли на фронте – Уля Васькина и Настя Изотова. Меня не разрешили отправить туда секретарь райкома КПСС Полторацкий и председатель райисполкома В.И. Оглов. Видимо они думали, что мой отец вернется. Но в 1947 году по настойчивой просьбе Розы Ивановны Широковой, меня направили в Канск, в детский дом, для обучения в педучилище. В педучилище поступила сразу, после, два года работала в детском доме, затем училась в Красноярском государственном педагогическом институте, после окончания которого была взята в крайоно на работу инспектором по детским домам и школам-интернатам, затем заместителем заведующего крайоно по этим же вопросам. По школам заместителем работал Алексей Иванович Солдатов, тоже выпускник нашей Таштыпской школы. Он рассказывал, что его учеба в школе проходила как в фильме «Уроки французского». Здорово! Вырастили двух заместителей заведующих крайоно. Затем я заболела и уехала в Крым, а он уехал в Абакан, работал заведующим облоно. И все это заслуга педагогического коллектива нашей школы. В самом начале войны многие наши старшеклассники ушли на фронт. Двоих я помню: Михаил Михайлович Асеев и Юрий (Радик) Краснов. М.М. Асеев с фронта писал мне письма, в левом углу рисовал танк. Когда он вернулся, работал в краевом управлении КГБ, затем в УВД. (Мы раньше жили в одном доме в Арбатах). Хорошо помню своих ребят: Михаила Сипкина был переводчиком китайского языка, потом закончил факультет английского языка в Красноярске, Виктора Хана (он учился, старше нас) – окончил военное училище, получил специальность переводчика китайского языка и его сестру Хан – учительницу иностранного языка нашей школы, Бориса Вершинина – врач. При директоре Илькине проводилась большая внеклассная работа: высокий уровень комсомольской, пионерской работы, развивалась самодеятельность. А главное, все для Фронта, все для Победы – общественно-полезный труд: работа в колхозах и совхозах, рвали и мяли лен, за косилками вязали снопы, ставили суслоны, копали картофель, убирали овощи. Я предпочитала подавать снопы на барабан молотилки, хотя была мала ростом... Новое поколение плохо знает о войне. Кажется, где война? А мы дыхание войны слышали постоянно! И если наше поколение чего-то и достигло в жизни, то это благодаря вам – учителям! Низкий Вам поклон!
Л. Брусова (Сунцова), Украина, Крым, Евпатория
|