Это Память…Праздник в Нижних Сирах удивил искренностью. Наверное, привыкнув к помпезности и торжественности действ районного и республиканского масштаба, душой отдыхаешь вот на сельских праздниках. Деревня ведь так и не научилась прятать порывы души за лацканы дорогих пиджаков. Все у неё от сердца.
Еще когда ждали начала митинга глава Нижнесирского сельсовета А.А. Петрунов вдруг признался:
– Никогда так не волнуюсь, как в День Победы. Праздник такой.
Незадолго до начала, направляемся в клуб, проверить готовность к мероприятию. Шустрая ребятня тщательно прикалывает друг другу георгиевские ленты. Девчуха учит мальчонку с отчаянно озорными глазами:
– Вот сюда надо ленточку, да не как попало, что это тебе бантик что ли.
– А что это? – не удержалась я от провокационного вопроса.
Девчушка растерялась:
– Ну как, это… нашим солдатам память, для них, для нас…
И, сбившись окончательно, бочком выскользнула из ограды клуба…
Вот вам и глубинное понимание сути:
– Это память…
У памятника уже застыл караул: отутюженная форма, береты, глаза ребят очень серьезны. И в вздернутых подбородочках, и в старании держать равнение, во всем такая явная гордость и ответственность!
– Караул! Слушай мою команду! – звенит мальчишеский голос, давая начало митингу. Шагает вдоль строя, чеканя шаг, коренастый невысокий паренек лет двенадцати. И не играет он сейчас в караул, нет он исполняет порученную ему работу молча, серьезно, сосредоточенно.
– Ох, какой у вас командир! – шепчу директору школы Зое Семеновне Чебодаевой.
– А как иначе, – коротко отвечает.
Поздравление главы села было коротким, но таким верным, ведь говорил он, не отвлекаясь на политику и реалии дня сегодняшнего, о том, важнее чего нет и быть не может о сути праздника, о том, какой ценой он достался:
– Из Сир ушли на фронт 200 человек, более половины из них не вернулись. Они ушли, чтобы мы сейчас жили…
И многократно эта мысль исподволь и прямо звучала и звучала… И доходила до сердец.
И еще одну очень важную мысль добавила Т.Г. Бурцева, учитель Нижнесирской школы.
– Я – наследница Победы. Мой отец – участник Великой Отечественной войны, – начала она.
И вдруг стало ясно, что ведь и правда, наши деды и отцы передали нам Победу. Не просто календарный праздник, а величие и мужество, заключенное в самом понятии «Победа». Мы – единственная страна, где при словосочетании День Победы не надо уточнять над чем? Все знают, но вот все ли помнят? А ведь мы и в самом деле – наследники Победы…
Вот еще чем удивили Нижние Сиры – звенящей, пронзительной тишиной, на протяжении всего митинга, такой не приходилось слышать ни на одном мероприятии района! В минуту молчания, тишь эта казалась раскаленной настолько, что было слышно как жужжат пчелы над мирно зеленеющими деревьями.
Знаменитая и грозная «Священная война» в исполнении школьников зазвучала как-то робко, неуверенно, но тут же, без какой-либо просьбы, песню подхватили все. И она окрепла. И в этом тоже был какой-то особый знак. Единение в словах и делах, единение в победах… что же еще тогда могло остановить орду фашистов?
Коротким был митинг, а вот концерт в сельском клубе – теплым и звонким, как весна. Анатолий Алексеевич вручил благодарственные письма от главы района В.И. Шулбаева труженикам тыла, пожелал здоровья и благополучия. И после один за одним выходили на маленькую сцену артисты, свои, родные, выросшие здесь, живущие. Танцевали, пели, читали стихи… А в финале зазвучала песня «День Победы» и вновь подхватили её все. В общем хоре, почему-то очень громко и явственно слышался ломкий, звонкий голос мальчишки, оборачиваюсь, тот самый командир караула… И вспомнилось сбивчивое объяснение:
– Это память… это для них… для нас…
Память – она жива в Сирах. Её не убил железный век, наполненный бряканьем попсовых мелодий, фальшивыми продуктами и словами, зашоренный во властные пиджаки, век выбравший себе одного бога – деньги. Век, вернувший юных фашистов на улицы наших городов. Век, от которого становится страшно. Но пока поют деревенские дети «День Победы», пока волнуются, привязывая георгиевские ленты и вручая письма ветеранам, – не всё потеряно для России.
Наталья Ковалёва
|