Человек-солнышко Тюлевая занавеска в ее комнате стянута набок так, чтобы большое окно было целиком открыто. Чтобы больше света попадало в комнату, чтобы наблюдать что на улице творится. Белые волосы одуванчиком обрамляют морщинистое лицо, худое, почти детского сложения тело не слушается хозяйку. Слабость не позволяет даже голову поднять с подушки.
Всегда подвижная Зоя Васильевна Пономарева второй год как почти не встает. Ногу сломала, к тому же всеобщее состояние здоровья не позволяет вести тот образ жизни, который был доступен раньше. А раньше были любимая работа, семья хозяйство …
Годы берут свое, что тут уж говорить. Как-никак 81 год исполнился 8 марта этого года. Но даже в таком преклонном возрасте женщина легко вспоминает свое детство и юные годы.
– Родители мои были простыми колхозниками. Когда я родилась последним ребенком в семье, восьмым по счету, старшие почему-то стали умирать. Это был своеобразный естественный отбор. А сейчас ребенка уже в утробе матери начинают лечить… Остался брат, впоследствии погибший на фронте, и сестра.
Родилась будущий педагог в с. Мурино (Красноярский край). Школу закончила в с. Курагино. Когда началась война десятилетняя девочка, страдающая дистрофией, наравне со взрослыми сажала табак, который отправляли на фронт, работала в колхозе.
После десяти классов школы надо было выбирать свой дальнейший путь. Зоя не совсем знала, кем именно она хочет стать. В какой-то момент показалось, что надо учиться на провизора, потому что тогда эта профессия была престижной. Выучиться на провизора можно было только в Томске. Но так как Зоя была из небогатой семьи, то не могла позволить себе такую дальнюю поездку. Таким образом, девушка поступила в Абаканский педагогический институт и получила там незаконченное высшее образование учителя биологии, химии и географии. Курсы тогда были двухгодичными, поэтому образование получилось незаконченным.
1952 год. Двадцатилетнюю Зою направляют в Таштып.
– В тот год здесь почему-то появилось много молодых учителей. Нас всех собрали в исполкоме, сказали несколько напутственных слов и поехали мы по местам. Меня и учительницу математики определили в Балахташ (несуществующий ныне посёлок лесорубов в Таштыпском районе Хакасии). А жил там, в основном, так называемый, спецконтингент, то есть репрессированные: литовцы, украинцы, латыши и др. Жили все в бараках, двуквартирные дома тогда только начали строить. Школа, клуб тоже располагались в бараках.
Учителей там, видимо, не особо-то ждали. Нам предоставили грязную, небеленую комнату с кухней, с тараканами. Алефтина, вторая учительница, от увиденного заплакала, а я веселая была, мне все было нипочем. Кое-как переночевали и на второй день пошли искать квартиру. Поселились у одной старушки.
Шесть лет прожила Зоя Васильевна в Балахташе. Профессия учителя ей нравилась, у детей репрессированных обнаружилась большая тяга к знаниям. Многие из них потом получили высшее образование. Немного погодя построили новую школу-семилетку, в которой трудились 12 педагогов.
Суженого встретила тут же, он работал механиком. Петр Мартынович Пономарев, инвалид войны, дошел до Берлина и брал сам Рейхстаг, чем очень гордился. С мужем Зоя Васильевна прожила 33 года и родила ему двух сыновей. Но вот уже 33 года прошло с тех пор, как любимого супруга не стало.
После Балахташа были еще 4 года в Большой Сее. А затем 37 лет педагогической деятельности в Таштыпской школе №2. Тогда это было старое деревянное здание, в классах быстро скапливалась пыль. Каждую перемену ребята высыпали на улицу, чтобы проветривать помещение. Но именно здесь прошли лучшие годы жизни Зои Васильевны, кровь играла, хотелось горы свернуть. Вставала молодая учительница полшестого утра, ложилась за полночь. Работать приходилось в две смены. Подвижная и веселая девушка даже ходить спокойно не могла, все куда-то бежала и бежала. Только иногда очень сильно хотелось спать и Зоя мечтала прикорнуть где-нибудь на целых пять минут.
«Куда вам, учителям, до наших передовых доярок!» – говорила Зое знакомый зоотехник. Речь шла о финансовой стороне профессии, ведь учителя получали тогда в 2-3 раза меньше, чем доярки. Но, несмотря на небольшое вознаграждение за самоотверженный труд, Зоя Васильевна профессию свою любит и до сих пор отзывается о ней как о самой лучшей:
– Всю жизнь я довольна своим призванием. Дети нам достались доверчивые и неиспорченные интернетом, негативными передачами по телевизору. Мы часто устраивали коллективные чтения книг, ходили вместе с ребятами в кино. Однако нынешним учителям я не завидую, им сейчас тяжелее работать, чем нам.
При плотном учительском графике Зоя Васильевна успевала не только вести уроки в две смены, но и трудиться в пришкольном колхозе. На полутора гектарах сажали много картошки, капусты, моркови. Ухаживали за тремя группами телят. За баранкой трактора сидели сами школьники. Председателем колхоза тогда был Андрей Иванович Бугаев.
47 лет отдала профессии педагога Зоя Васильевна Пономарева. К новой построенной школе так и не привыкла, старая с ее пыльными коридорами ей была милее. Выйдя на пенсию, свои урочные часы сразу же отдала молодым педагогам, а сама устроилась лаборантом в кабинете химии.
Односельчане отзываются о ней как о невероятно жизнелюбивом и оптимистичном человеке. Она такая и есть, несмотря на тяжесть прожитых лет, перенесенной операции из-за язвы желудка, переломы и другие жизненные неурядицы. Человек-факел, человек-солнышко, так о ней можно сказать, пообщавшись лично или просто наблюдая со стороны.
Тарина Бутонаева
|