На главную
Суббота, 18.05.2024, 13:43
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
10 февраля 2012 [1]
17 февраля 2012 [2]
25 января 2013 [1]
5 февраля 2013 [1]
12 февраля 2013 [1]
16 марта 2012 [2]
22 февраля 2013 [1]
26 февраля 2013 [3]
1 марта 2013 [1]
5 марта 2013 [1]
8 марта 2013 [1]
12 марта 2013 [1]
10 апреля 2012 [1]
26 марта 2013 [1]
9 апреля 2013 [1]
29 мая 2012 [1]
21 мая 2013 [1]
24 мая 2013 [2]
5 июня 2012 [1]
28 мая 2013 [1]
4 июня 2013 [1]
14 июня 2013 [2]
21 июня 2013 [1]
25 июня 2013 [1]
29 июня 2012 [3]
2 июля 2013 [2]
3 июля 2012 [2]
16 июля 2013 [1]
2 августа 2013 [2]
10 августа 2012 [1]
9 августа 2013 [2]
20 августа 2013 [1]
3 сентября 2013 [1]
7 сентября 2012 [1]
1 октября 2013 [1]
11 октября 2013 [2]
18 октября 2013 [1]
25 октября 2013 [1]
29 октября 2013 [1]
9 ноября 2012 [1]
29 ноября 2013 [1]
13 декабря 2013 [3]
21 декабря 2012 [4]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Официально » 10 августа 2012

От Степной думы к Верховному Совету Республики Хакасия. Часть 3
Официально

От Степной думы к Верховному Совету Республики Хакасия

     К середине 1960-х годов достижения Хакасской Автономной области в промышленности и в сельском хозяйстве были очевидны. Поднималось сельское хозяйство на целинных землях, продолжались разработки богатых месторождений. Железнодорожные и воздушные пути связывали Хакасию с другими регионами страны. В Саянах, на Енисее разворачивалось строительство самой мощной в стране Саяно-Шушенской гидроэлектростанции...
     В 1970 – 1980-е годы решения XXIV съезда КПСС «О формировании Саянского территориального комплекса с группой энергетических, промышленных предприятий» позволили Хакасской Автономной области стать одним из перспективных промышленных центров Сибири, где стало экономически выгодно размещать крупные современные производства.
     Конституция СССР 1936 года внесла много нового в политическое устройство советского общества. Впервые было заявлено о существовании законодательной власти и ее органа – Верховного Совета СССР. Правительство являлось высшим исполнительным и распорядительным органом власти, выделялся Верховный Суд СССР и вся система судебной власти – «судьи независимы и подчиняются только закону».
     Если в первые годы СССР в составе ЦИК рабочих и крестьян насчитывалось 12-15%, то в 1950-е годы их уже было до 25%, а начиная с 60-х годов количество рабочих и колхозников превышало 50-процентный рубеж. В большинстве своем, они редко выступали в прениях, не вносили предложений, не проявляли инициатив, но присутствуя на заседаниях высшего законодательного органа страны, были ощутимым фактом, оказывающим воздействие на законодательный процесс. Представители народа, избранные в высшие законодательные органы Советского Союза и союзных республик активного участия в законотворческой работе не принимали. Их законодательная роль чаще сводилась к голосованию за подготовленный или принятый президиумом закон.
     После принятия Конституции СССР 1977 года реальная власть оказалась у партийных комитетов, а конституционные положения о полновластии Советов, подконтрольных им исполнительных органов носили формальный характер.
     В 1988 году на XIX Всесоюзной конференции КПСС ставилась одна из главных задач того времени – создание правового государства. Акцент делался на возрождение Советов как полноправных органов государственной власти.
     Был создан Съезд народных депутатов, который был провозглашен высшим органом государственной власти. В составе депутатов 1989 – 1991 годов стали формироваться депутатские группы, фракции. Исследователи квалифицируют этот период, сак формирование предпосылок для реализации принципа разделения властей, становления классического парламентаризма.
     Становилось очевидным, что Съезд народных депутатов не мог являться эффективно работающим органом законодательной власти. Съезд народных депутатов СССР прекратил свою работу еще до распада СССР.
     Учреждение поста Президента СССР в марте 1990 года, проводимые процессы «перестройки», распад СССР привели к непоправимым изменениям в системе советской власти. Принятие Россией в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете, ее политическая организация практически дублировала существовавшую советскую систему Советского Союза. Однако 12 июня 1991 года был избран первый российский президент, при котором произошла смена экономической и политической системы нашего государства. В конце 1993 года была принята Конституция РФ, закрепившая основы построения современного российского парламентаризма.

Истоки современного парламента Хакасии
     Сегодня нередко мы можем слышать в разговорной речи, в средствах массовой информации словосочетание «республиканский парламент» или «парламент республики». Мы все понимаем, что в данном случае идет речь о высшем законодательном органе нашей республики – Верховном Совете Республики Хакасия, что здесь принимаются законы и документы, которые создают прочный фундамент правового инструмента в нашей республике. Сегодня законодательный институт республики является реальностью, а хотелось бы знать, с чего он начинался два десятилетия назад, как зарождался Верховный Совет Республики Хакасия.
     В начале 1990-х годов в стране наступает время больших перемен. 15 августа 1990 года Совет народных депутатов Хакасской Автономной области обратился в Верховный Совет РСФСР с заявлением о преобразовании Хакасии в рамках существующих границ в Хакасскую АССР, в интересах ее дальнейшего политического, социально- экономического и национально-культурного развития. 3 июля 1991 года Хакасская Автономная область была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе Российской Федерации.
     В декабре 1991 года – январе 1992 года были проведены первые выборы в Верховный Совет Хакасии. Необходимо было избрать сто депутатов. После завершения выборов были образованы органы Верховного Совета; избраны Председатель Верховного Совета, его заместители, образованы комитеты и комиссии Верховного Совета.
     Образовано первое Правительство – Совет министров Республики Хакасия. Хакасский народ обрел свою государственность в составе обновленной России. Высшим должностным лицом Республики Хакасия являлся Председатель Верховного Совета. Совет министров или Правительство Республики Хакасия было подотчетным органом Верховному Совету, который избрал Председателя Совета министров, его заместителей, назначил министров.
     29 января 1992 года Верховный Совет республики постановил именовать ее Республикой Хакасией в составе Российской Федерации. В марте 1992 года на сессии Верховного Совета Республики Хакасия была принята Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации. Эта Декларация носила характер временной Конституции Республики Хакасия.
     Республика стала полноправным субъектом Российской Федерации, подписав Федеративный договор. В соответствии с Конституцией РФ республика стала обладать всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме полномочий, переданных высшим органам Российской Федерации.
     25 мая 1995 года депутатами первого созыва Верховного Совета РХ на XVII сессии принята первая в истории Хакасии Конституция, ее Основной Закон, который закрепил своеобразный договор общественного согласия в республике. Впервые за многие столетия хакасский язык, наряду с русским, был признан в качестве государственного. Дальнейшему укреплению и совершенствованию государственности Республики Хакасия способствовали проведенные демократические выборы в местные органы власти и местного самоуправления, Верховного Совета РХ и первого всенародно избранного Председателя Правительства Республики Хакасия.
     В ведении Республики Хакасия находятся:
     - принятие, изменение Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, контроль за их соблюдением;
     - определение административно-территориального устройства Республики Хакасия;
     - обеспечение самобытного развития народов Хакасии, сохранение культуры коренного этноса, обеспечение прав национальных меньшинств;
     - установление системы органов государственной власти Республики Хакасия, порядка их организации и деятельности;
    - формирование республиканских органов государственной власти;
    - законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
    - государственная собственность Республики Хакасия и управление ею;
    - определение политики Республики Хакасия и принятие республиканских программ в сфере государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Хакасия;
    - республиканский бюджет, республиканские налоги и сборы, республиканские фонды развития;
    - установление и поддержание политических, экономических и социально-культурных связей и отношений с субъектами Российской Федерации;
     - установление внешнеэкономических, научных и культурных связей и отношений с зарубежными организациями в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
    - государственные награды и почетные звания Республики Хакасия;
    - организация государственной гражданской службы Республики Хакасия;
    - иные вопросы, отнесенные в соответствии с настоящей Конституцией, другими правовыми актами к ведению Республики Хакасия, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия (Статья 60 Конституции Республики Хакасия).
    Основной задачей депутатов Верховного Совета Республики Хакасия первого созыва (01.1992 – 01.1997) стало формирование законодательной базы республики: принятие Декларации об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации, принятие законов о Верховном Совете, о Правительстве Республики Хакасия, о местном самоуправлении, о языках народов Республики Хакасия, об административно-территориальном устройстве, а также более сорока законов о налоговом, бюджетном, земельном и имущественном законодательстве.
    За подчас скупыми строками законов парламента можно увидеть огромную работу депутатского корпуса того периода. Нужно сказать, что процесс становления республиканской государственности, института законодательства проходил осознанно, исходя из общественных интересов и возможностей республики. Потому Верховному Совету Республики Хакасия, реализуя свой государственный статус, потребовалось принять более ста законов, чтобы отрегулировать общественные и экономические отношения того периода.
     Первые три созыва депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избирались по одномандатным округам.
Как формируется республиканский парламент
     Депутатов Верховного Совета нашей республики выбирают ее жители, приходя на избирательные участки и голосуя за того или иного кандидата в депутаты законодательного парламента. Сегодня, в соответствии с Конституцией Республики Хакасия, в Верховный Совет Республики Хакасия избирается 75 депутатов, из них:
     37 депутатов Верховного Совета избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ;
     38 депутатов Верховного Совета избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
     Республиканские парламентарии считают, что такая система выборов кандидатов в депутаты высшего законодательного органа республики отвечает требованиям времени. По их мнению, это позволяет учесть территориальные особенности и специфику республики, где депутаты тех или иных избирательных округов стремятся представить в парламенте Хакасии интересы районов, городов и сел, которые входят в данный округ. Одновременно с этим сохраняется и политическая составляющая выборов, где жители республики могут проголосовать за представителей тех политических партий, чью идеологию и ценности они разделяют и поддерживают. Полномочия депутата одного созыва определены законом в четыре года, шестой созыв избирается на пять лет, с количеством 50 депутатов.
     Полномочия Верховного Совета Республики Хакасия:
     - принимает Конституцию Республики Хакасия и поправки к ней;
    - осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Хакасия и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия в пределах полномочий Республики Хакасия;
    - наделяет гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица Республики Хакасия (Председателя Правительства Республики Хакасия);
     - в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Хакасия осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Хакасия, исполнением бюджета Республики Хакасия, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Хакасия, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Хакасия;
     - осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия.
     Функции Верховного Совета Республики Хакасия:
    - представительная – призвана выражать волю населения Республики Хакасия путем проведения периодических свободных выборов на основе свободного волеизъявления избирателей Республики Хакасия;
    - законодательная – обеспечивается законодательной деятельностью Верховного Совета Республики Хакасия путем подготовки и принятия законов республики, направлением отзывов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализацией права законодательной инициативы в принятии проектов федеральных законов.
     Первое заседание парламента республики посвящается избранию Председателя Верховного Совета, первого заместителя и заместителя председателя. Необходимо сказать, что при своем выборе решения, голосовании каждый из депутатов принимает решение, сообразуясь с ответственностью перед избирателями и соответствующим законом о своих депутатских полномочиях. Поэтому работа Верховного Совета носит коллегиальный характер.
     На первой же из сессий Верховного Совета создаются и формируются комитеты и комиссии парламента, сегодня их работает десять. Руководят комитетами и комиссиями их председатели, которых избирают сами депутаты, исходя из профессионального опыта своих коллег. Комитеты и комиссии Верховного Совета можно назвать главными рабочими органами парламента. Ведь в них проходят предварительное обсуждение все законопроекты и проекты постановлений, здесь есть возможность профессионального обсуждения и дискуссий.
     Председатель Верховного Совета, его заместители, председатели комитетов и комиссий все вместе образуют Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, который занимается подготовкой проектов повестки дня заседаний парламента, формирует план и законопроектные работы.
     Нужно сказать, что работа депутатов сегодняшнего созыва Верховного Совета состоит не только в комитетах и комиссиях. Все депутаты, избранные от политических партий, создают фракции. Сегодня в Верховном Совете нашей республики работают фракции «Единой России», «Коммунистической партии Российской Федерации», «Либерально-демократической партии России», «Патриотов России», «Справедливой России».
Категория: 10 августа 2012 | Добавил: Evgen-ex-z (10.08.2012)
Просмотров: 1180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz