На главную
Понедельник, 29.04.2024, 09:40
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
27 января 2012 [6]
20 апреля 2012 [5]
26 апреля 2013 [2]
11 июня 2013 [2]
9 июля 2013 [2]
13 июля 2012 [1]
30 августа 2013 [2]
19 октября 2012 [3]
29 октября 2013 [1]
9 ноября 2012 [3]
3 декабря 2013 [1]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Страница писем » 30 августа 2013

Непростая судьба одной семьи

Непростая судьба одной семьи

Продолжение. Начало >>>

Кызылсуг. 1985 год…Вскоре, после того как мама убежала с моим отцом в Хакасию, ее отец избивал и обижал мою бабушку за плохое воспитание дочери. Бабушка приехала и стала жить в Кызылсуге. За бабушкой Парасковьей приехал и младший брат деда Александр Тенешев, а с ним сбежали еще два сына Павел и Иван. Женились они в Кызылсуге.

Павел женился на Саламаниде Баркиной, дочери сосланных алтайцев. Жили они хорошо. Павел работал завхозом в Таштыпском совхозе, в Имеке. У них было двое детей – сын Миша и дочь Шура. Это были трудные годы, людей сажали, как «врагов народа». Так и посадили моего дядю Павла, потому что зерно под навесом начало прорастать. Были долгие осенние дожди. От него не было никаких вестей. И только недавно мы узнали, что он был расстрелян в минусинской тюрьме, как «враг народа». Сюда же к сестре приехал и еще один брат – Николай, после окончания Томского университета. К отцу не поехал, по письмам он уже знал, что мать его и братья уехали в Хакасию, и живут рядом с сестрой Дуней. Он приехал в распоряжение комитета народного образования Хакасской автономной области. Его отправили работать вместе с женой Варварой (она была якуткой по национальности) в Аскизской средней школе. Вскоре его назначили директором. Работал он успешно. У них родилась дочь. Частенько к нам приезжали в гости. Но тут начались 1936-39 годы репрессии. Кто-то донес на него, что он троцкист и ведет тайную работу по объединению Хакасии с Турцией. Да, теперь даже сложно думать об этом, ведь где Хакасия, а где Турция! Все это было придумано, чтобы уничтожить на местах грамотных людей. Первым секретарем райкома партии в Аскизе работал человек по фамилии Спирин, он был в Абакане и от верных людей узнал, что назавтра люди ГПУ приедут арестовывать Николая, как «врага народа». Он решил помочь дяде убежать от напрасного ареста, ведь они были друзьями и он знал наверняка, что Николай Тенешев не «враг народа», а честный человек. Через обком партии и бюро райкома сделали документы о том, что Николая отправляют учиться на двухгодичные курсы в Ленинград на редактора сельских и районных газет. В эту же ночь Николай Семенович верхом выехал в Абакан. Его друг договорился с людьми о замене лошадей в определенных населенных пунктах. Так дядя утром успел сесть на поезд Абакан-Красноярск, через Ачинск, из Красноярска в Москву, а там уже и в Ленинград, избежав ареста.

В Ленинграде он так и проучился два года. Обучались они в здании пединститута имени Герцена. После окончания он был направлен на работу литсотрудником в газету «Советская Киргизия» и написал статью на национальную тему, тогда это было нужно в наших союзных республиках, и имел неосторожность подписаться своими инициалами «Н. Тенешев», и указал место работы. Буквально через три дня был арестован сотрудниками КГБ вместе с редактором газеты. Их везли в пустом вагоне, всю дорогу допрашивали, требовали признания. Через полмесяца пути привезли в Якутию – работать на золотых приисках. Жили они на полуголодном пайке в холодных гнилых бараках. Вернулся дядя Коля из этой тюрьмы где-то в 1949-м году. Сколько живу и все убеждаюсь, что у русского народа душа открытая и добрая! У дяди Коли отнялись ноги, обуви не было. Переписки ему ни с кем не разрешали за все 10 лет тюрьмы. Когда наступила амнистия, их освободили чуть-чуть раньше. Вместо одежды на нем было рванье, он был как нищий, который живет на улице. На поезде проводницы везли его тайком, прятали, где только могли. На станциях передавали его друг другу. Высадили его на платформу, а он идти не может, сидит там. И вдруг случилось чудо! По платформе шел Кондратий Андреевич Шулбаев, он в то время работал директором в национальной школе в Абакане. Сначала прошел мимо, а потом остановился, посмотрел на дядю Колю и узнал его. А дядя Коля плачет, ничего не может сказать. Кондратий Андреевич его посадил на сиденье возле вокзала и велел ждать. Он приехал за ним на телеге и увез к себе домой. А его жена Мария Михайловна уже приготовила для дяди чистую одежду, перешив на скорую руку из больших рубашек и брюк Кондратия Андреевича. Больше месяца он жил у них, они лечили его ноги, усиленно кормили. А когда он смог ходить на своих ногах, они купили ему костюм, рубашку, демисезонное пальто. Кондратий Андреевич отвез его за город и посадил в машину до Таштыпа, а сам позвонил в сельсовет, чтобы мама поехала   встречать брата.

Мама привезла дядю, он жил у нас, мама окончательно вылечила его ноги. Осенью он женился на Анне Михайловне Сыргашевой. Дядя Коля работал в Анчулской семилетней школе, а затем инспектором РОНО в Таштыпе. Но и здесь не давали ему спокойно работать завистники. В РК КПСС писали жалобы на него, мол он «враг народа», судимый и ему нельзя занимать такую должность. Он тогда уехал в Сартак к своей матери Прасковье, там построил рядом дом и жил вплоть до наводнения в 1969 году, когда на лугу в Сартаке все дома смыло водой. Тогда он уехал с семьей в Аршаново, устроился пасти овец, так до пенсии там и работал, а потом переехал в Верх-Таштып, там жил до конца своих дней. Теперь в Таштыпе живут двое их дочерей.

А дядя Ваня, еще один брат, был в трудармии, пока он служил, его жена Анастасия умерла, после родов простыла. Остался у них один сын Петр, его растила Татьяна Майтакова (старшая сестра жены дяди Вани). Когда дядя Ваня вернулся из армии, забрал свое имущество от Татьяны, женился на Ульяне Майнаковой, у них родилась дочь Галина. Галина Ивановна теперь не Тенешева, а Карамашева, живет с семьей в Матуре. Сын Петр окончив Абаканский пединститут работал преподавателем в селе Камышта, жил с русской женщиной Валентиной, у них родился сын Андрей. В деревне жить было трудно и жена его с ребенком уехали к родителям – развелись. Петр вернулся в Тамалык, жил с тетей Ульяной и сестренкой Галей, а когда ему, как учителю, дали квартиру в Матуре, он перевез их туда. Работал успешно, вел танцевальный кружок, получил отпускные и из-за этих денег его убили. Убийцу так и не нашли. Сын его вырос, окончил Красноярский юридический институт. Работал в прокуратуре города Саяногорска, Черногорска. Это он разоблачил темные дела норильских дельцов, которые «налево» отправляли вагонами драгоценный металл. Теперь Андрей Петрович Тенешев с семьей живет в Москве. Как видите, род Тенешевых еще существует. А наш родной дед Семен Осипович прожил до 103 лет, держал пасеку, женился во второй раз.

В. Уксекова,

с. Таштып

Категория: 30 августа 2013 | Добавил: Kogaj-akh (30.08.2013)
Просмотров: 980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz