На главную
Пятница, 22.11.2024, 12:10
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [1]
10 февраля 2012 [2]
6 марта 2012 [1]
15 февраля 2013 [1]
19 февраля 2013 [1]
23 марта 2012 [1]
22 февраля 2013 [2]
27 марта 2012 [3]
1 марта 2013 [3]
3 апреля 2012 [1]
15 марта 2013 [2]
19 марта 2013 [1]
22 марта 2013 [2]
29 марта 2013 [2]
5 апреля 2013 [2]
18 мая 2012 [6]
12 апреля 2013 [1]
22 мая 2012 [2]
26 апреля 2013 [1]
1 июня 2012 [1]
24 мая 2013 [1]
8 июня 2012 [1]
4 июня 2013 [1]
7 июня 2013 [1]
15 июня 2012 [5]
19 июня 2012 [1]
18 июня 2013 [2]
9 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [3]
16 июля 2013 [1]
13 июля 2012 [3]
23 июля 2013 [2]
24 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [1]
27 августа 2013 [6]
24 августа 2012 [2]
3 сентября 2013 [1]
7 сентября 2012 [4]
13 сентября 2103 [3]
17 сентября 2013 [1]
27 сентября 2013 [1]
1 октября 2013 [1]
21 сентября 2012 [2]
8 октября 2013 [1]
18 октября 2013 [1]
22 октября 2013 [1]
25 октября 2013 [1]
1 ноября 2013 [2]
8 ноября 2013 [2]
12 ноября 2013 [1]
19 ноября 2013 [2]
26 ноября 2013 [2]
29 ноября 2013 [1]
10 декабря 2013 [1]
13 декабря 2013 [4]
17 декабря 2013 [1]
20 декабря 2013 [4]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Культура и Образование » 29 ноября 2013

Пого, чустук и ызырга

Пого, чустук и ызырга

В настоящее время всплеск получили национальные этнические течения. В России малые народности стараются уберечь свою самобытность, обычаи и традиции через их возрождение.

Одной из важных отличительных черт национального быта является одежда и украшения. На таких хакасских праздниках как Тун Пайрам, Чыл Пазы можно встретить немало людей, облачившихся в национальную одежду. Например, пого, как нагрудное украшение, получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любое торжественное мероприятие, некоторые носят их даже в будние дни. Входят в моду и другие традиционные хакасские украшения, в первую очередь, перстни «чустук».

Очистительная сила серебра

Помимо своего эстетического назначения, украшения, наряду с орнаментом, несут функцию оберега, они призваны защитить человека от различных недугов, болезней. Основным металлом, применявшимся при изготовлении ювелирных изделий у хакасов, как и у ряда других народов Центральной Азии, являлось серебро. Из серебра изготавливались традиционные перстни «чустук», кольца «пурба», с принятием христианства кресты «падырбас». Серебром инкрустировались огнива, седла, курительные трубки, еще ему приписывалась очистительная сила. Любовь хакасов к серебряным изделиям объясняется не только практичностью данного металла, но также и суеверными представлениями, что лунный блеск серебра притягивает жизненную силу человека. Другими материалами, применявшимися при изготовлении хакасских женских украшений, являлись  коралл, перламутр, шелковые нити, бисер.

Одним из самобытных хакасских украшений являются серебряные перстни «чустук», не имеющие аналогов у других народов Южной Сибири и Центральной Азии. Чустук отличается от других видов перстней большим плоским щитком, круглой, сердцевидной, овальной, крестообразной или прямоугольной формы. Большая часть их инкрустирована коралловыми бусинами (количеством 1, 3 или 5 шт.).

Серьги в хакасском народном костюме называются словом «ызырга». Согласно поверьям, женские уши не должны быть пустыми. Археологические изыскания показывают, что многие женщины в прошлом на территории Хакасии носили височные и ушные украшения. В XIX в. замужние женщины украшали себя коралловыми сережками «хос ызырга». Они изготовлялись из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины «сур», между которыми вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда свахи являлся нагрудник «пого» (момах). Пого имело форму полумесяца с закругленными рожками и обтягивалось плисом или бархатом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Согласно хакасским традициям, пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Оно относится к одному из дорогостоящих украшений. Имелись различные варианты пого, то есть в каждом поселении могли быть свои представления об изготовлении главного украшения хакасской женщины.

Нагрудник пого дошел до нас из глубины веков и является одним из уникальных явлений хакасской культуры. На некоторых каменных изваяниях «Иней тас», относящихся к окуневской культуре (II тыс. до н.э.), изображены точно такие же нагрудники. По всей видимости надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая, якобы, дарует души детей.

Немного о национальной одежде хакасов

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные – из шёлка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся на одну пуговицу. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Хакаски платье никогда не подпоясывали (за исключением вдов).

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. В настоящее время сигедек носят и девушки.

В каждой женщине есть гены прабабушки

Илиана Васильевна Сафьянова, преподаватель ПУ №16, в стенах училища разработала авторскую программу под названием «Национальная одежда» в рамках внедрения этнокультурного регионального компонента обучения. Программа, состоящая из двух разделов, включает 78 часов занятий, которые преподаются по специальности «оператор швейного оборудования».

Теоритический раздел знакомит учащихся с культурой, бытом и национальной одеждой народов мира. Для этого в библиотеке есть специальные энциклопедии, пособия, журналы, в процессе обучения используются также материалы интернета.

Практический раздел содержит занятия, на которых Илиана Васильевна приобщает своих учеников к различным народным ремеслам, фольклорам, обрядам. Более углубленно изучаются русские и хакасские культуры. Ребята учатся шить хакасскую национальную одежду, но прежде работают над ее декоративными элементами, делают и украшения, безделушки: браслеты (пiлiктiс), серьги (ызырга), пого, игольницы, прихватки, чехлы для телефонов, футляры для ножниц, кисеты (нанчых). По сути, преподаются основы декоративно-прикладного искусства, включающие в себя вышивку бисером, нитками, выкройку орнаментов, изготовление трафаретов. Таким образом, на уроках учебной практики учащиеся закрепляют и развивают свои способности. Но по-настоящему увлекаются этим немногие, примерно 20 процентов из всей группы. Остальные могут создавать изделия только по стандартному образцу.

Самые удачные работы учащихся выставляются на районных, республиканских выставках, в дни фестиваля среднего профессионального образования, в день инвалидов с демонстрацией моделей национальных платьев.

Своим опытом Илиана Васильевна с удовольствием делится с коллегами, интересующихся изготовлением национальной одежды и украшений:

– Часто приходится выступать с мастер-классом на педагогических семинарах, где участники обмениваются идеями и представляют авторские разработки декоративных элементов хакасской национальной одежды и украшений в свете современных тенденций.

Надо отметить, что технический прогресс намного упрощает процесс декорирования. Новейшие универсальные швейные машины за доли секунды вышивают на браслетах орнаменты, позволяя по-разному варьировать узор. Илиана Васильевна считает, что от этого национальные украшения не теряют своей цены. Тем более, у современных женщин нет столько времени, как у наших прабабушек, для занятия рукоделием.

По образовательной программе, разработанной Министерством образования и науки Республики Хакасия «Выбор пути» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, за последние три года поступило новое швейное оборудование: бытовые, обметочные, вышивальные, оверлоки, промышленные машинки (в общем количестве – 11 штук). Начал работать с данной программой еще Анатолий Михайлович Тодояков, бывший директор ПУ №16. Сейчас этим занимается Жанна Тереньтевна Торокова, мастер производственного обучения училища.

Огромное желание творить появилось у Илианы Васильевны 12 лет назад:

– Раньше я даже песен хакасских не знала, а сейчас очень увлечена хакасской культурой. После сорока лет приходит осознание себя, как части национального сообщества. В каждой женщине есть гены прабабушки, и интуиция подскажет ей, как украшать национальную одежду. Стоит только взяться.

По роду своего увлечения все чаще стала замечать вокруг себя много интересных людей, которые не любят публично выставлять свои таланты. Поэтому я призываю не держать в себе душевные порывы, а проявлять открытость. Ведь некоторые люди, смотря на их работы, тоже открывают в себе творческий огонек и начинают воплощать свои замыслы в жизнь.

Недавно в интернете увидела девушку, которая занимается изготовлением украшений в хакасском стиле и у нее очень хорошо получается. Она успешно реализует свои изделия, отличающиеся оригинальностью и высокой художественной ценностью. Предприимчивость девушки, имя которой я, к сожалению, запамятовала, должна послужить для других мастеров хорошим примером.


Долгое время этно-стиль занимает на рынке бижутерии прочное место востребованных украшений, благодаря своей самобытности и исключительности. Но не надо забывать, что национальные украшения это, по сути, обереги, поэтому они должны быть сделаны с чистыми помыслами и хорошим настроением. Таким образом, в них вкладывается положительная энергетика, которая благотворно влияет на человека, который это украшение носит.

Тарина Бутонаева

Категория: 29 ноября 2013 | Добавил: Kogaj-akh (29.11.2013)
Просмотров: 1600 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz