На главную
Пятница, 17.05.2024, 13:38
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [1]
10 февраля 2012 [2]
6 марта 2012 [1]
15 февраля 2013 [1]
19 февраля 2013 [1]
23 марта 2012 [1]
22 февраля 2013 [2]
27 марта 2012 [3]
1 марта 2013 [3]
3 апреля 2012 [1]
15 марта 2013 [2]
19 марта 2013 [1]
22 марта 2013 [2]
29 марта 2013 [2]
5 апреля 2013 [2]
18 мая 2012 [6]
12 апреля 2013 [1]
22 мая 2012 [2]
26 апреля 2013 [1]
1 июня 2012 [1]
24 мая 2013 [1]
8 июня 2012 [1]
4 июня 2013 [1]
7 июня 2013 [1]
15 июня 2012 [5]
19 июня 2012 [1]
18 июня 2013 [2]
9 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [3]
16 июля 2013 [1]
13 июля 2012 [3]
23 июля 2013 [2]
24 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [1]
27 августа 2013 [6]
24 августа 2012 [2]
3 сентября 2013 [1]
7 сентября 2012 [4]
13 сентября 2103 [3]
17 сентября 2013 [1]
27 сентября 2013 [1]
1 октября 2013 [1]
21 сентября 2012 [2]
8 октября 2013 [1]
18 октября 2013 [1]
22 октября 2013 [1]
25 октября 2013 [1]
1 ноября 2013 [2]
8 ноября 2013 [2]
12 ноября 2013 [1]
19 ноября 2013 [2]
26 ноября 2013 [2]
29 ноября 2013 [1]
10 декабря 2013 [1]
13 декабря 2013 [4]
17 декабря 2013 [1]
20 декабря 2013 [4]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Культура и Образование » 27 марта 2012

Что было страстью ученого
2012 – Год Н.Ф. Катанова в Республике Хакасия

Что было страстью ученого

Н.Ф. Катанов     В этом году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося ученого-тюрколога Николая Федоровича Катанова. Знаменательная дата дает нам отличный повод поговорить не только о научном наследии первого хакасского профессора, но и о его общественной деятельности. Она была воистину многогранной.
    Николай Федорович Катанов входил в различные научные общества, занимался музейной, библиотечной, лекторской, переводческой и редакционно-издательской работой.

Наука не знает границ
     Об обширности его интересов говорит тот факт, что Н.Ф. Катанов входил в такие научные общества, как Императорское Русское археологическое, Императорское Русское географическое, Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, международное общество наук и литератур в Лёвене (Бельгия), Венгерское этнографическое в Будапеште, Гельсингфорское финно-угорское, а также в Церковно-археологическое.
     В катановедении достаточно хорошо изучена работа ученого в обществе археологии, истории, этнографии при Казанском университете (ОАИЭКУ). В нем Н.Ф. Катанов состоял в течение 28 лет (1894 – 1922), из них 16 лет являлся председателем. Целью общества являлось «изучение прошлого и настоящего русского и инородческого населения в территории бывших Болгаро-Хазарского и Казанско-Астраханского царств, с прилегающими к ней местностями». В конце ХІХ века территориальные рамки деятельности общества были расширены за счет Сибири и Средней Азии. Кроме организационной работы, Н.Ф. Катанов занимался редактированием материалов «Известий» общества, подготовкой библиографического обзора работ по Востоку, выступал с докладами.
     Общество археологии, истории, этнографии внесло неоценимый вклад в изучение истории Татарии, в том числе и Казани. В частности, сам Катанов написал такие работы, как «Казанско-татарские пословицы о бедности, голоде и нужде», «Татарские предания о слободах старотатарской и новотатарской Казани», «Казанско-татарские предания о том, как образовалось озеро «Кабан» в Казани и кто дал ему имя», «Татарское предание об учреждении базара в Казани и расчищении Булака и др.». Ежегодно издавал статьи о новых приобретениях музея этого общества.
     Примечательно, что в годы, когда Катанов возглавлял ОАИЭКУ, расширились научные связи общества. Если в 1880 – 1890-е годы оно поддерживало отношения с 34 организациями, то с 1900-го – со 118 научными учреждениями и 36 адресатами в России и за границей. Это давало возможность ученому публиковаться в зарубежных научных изданиях.
     В связи с тем, что в марте 1914 года Н.Ф. Катанов был забаллотирован при очередных выборах председателя ОАИЭКУ, он постепенно отошел от активной работы в обществе.
«Приводил в научный порядок музей...»
     С сентября 1905 года он стал директором Казанского городского музея, а с 1906-го исполнял обязанности директора историко-этнографического отдела и члена совета музея. В 1911 году создал историко-этнографической музей при Казанской духовной академии, в которой начал работать доцентом кафедры истории миссий, этнографии и лингвистики турецко-татарских народов.
     Николай Федорович приобретал для этого музея мебель на собственные средства. Так, в 1913 году на шкафы, письменные принадлежности, столы и другие предметы пожертвовал 225 рублей. Сдавал он в музей при духовной академии и «вещи научного характера»: снимки, таблицы, татарские и калмыцкие костюмы. Также поступали и его коллеги.
     Живя в Казани, Н.Ф. Катанов поддерживал связь со многими краеведческими музеями. Общеизвестно, сколь существенный вклад он внес в становление Минусинского краеведческого музея. В 1902 году, когда тот готовился к своему 25-летию, Катанов непосредственно участвовал в подготовке «Исторического очерка Минусинского музея»: занимался корректированием текста, взял на себя заботу о его печати в типографии Казанского университета. Экспонаты же, собранные во время научных экспедиций, Николай Федорович передавал не только дорогому его сердцу Минусинскому музею, но и Красноярскому, Тобольскому и, конечно, музею Казанского университета.
     Музееведение и краеведение, как отмечает Ирина Кокова, автор известного документально-публицистического эссе «Н.Ф. Катанов», были страстью ученого. Так, в одной из анкет он как председатель ОАИЭКУ писал, что «приводил в научный порядок музей Тобольской губернии».
     В начале 1900-х годов Н.Ф. Катанов был привлечен к работе в Казанском учебном округе как редактор учебных книг и пособий для «инородцев», а с 1907 года – в качестве председателя переводческой комиссии. В 1906 – 1908 годах опубликовал в газетах и журналах ряд статей по вопросам народного образования.
     Одновременно профессор состоял в миссионерской переводческой комиссии при братстве святителя Гурия, ставившей своей целью издание сочинений не только «религиозно-нравственного характера», но и просветительских книг для крещенных инородцев. Николай Федорович занимался подготовкой «полезных и назидательных книг» общеобразовательного значения, а также переводами православных религиозных книг на тюркские языки. В условиях Казани того времени просветительская и миссионерская линии были неотделимы друг от друга.
За народную трезвость
     Замечательной страницей в жизни семьи Н.Ф. Катанова было ее участие в деятельности Казанского губернского комитета попечительства о народной трезвости. С 1896 года Николай Федорович и его жена Мария Ивановна являлись членами этой организации, которая предоставляла «беднейшему населению возможность бесплатного чтения в Некрасовской библиотеке-читальне, (помогала) в организации дешевых концертов и театральных зрелищ, устройстве чтений и танцевальных вечеров для отвлечения рабочего населения от загула». Профессор читал лекции, публиковал статьи просветительского характера в журнале общества «Деятель».
Главная цель – служение родине
     В послереволюционный период Н.Ф. Катанов продолжил заниматься педагогической, научной, музейной и организаторской работой.
     После освобождения Казани от белогвардейцев стал деканом археологического отделения Северо-Восточного археологического и этнографического института. В мае 1919 года, когда в институте было открыто восточное отделение, Н.Ф. Катанова назначили его деканом. Зная честность и аккуратность ученого, ему часто поручали обязанности казначея. Вот характерный штрих. В 1919 году ему и профессору Казанской духовной академии С.Е. Малову поручили разобрать все оправдательные финансовые документы Северо-Восточного археологического и этнографического института, и после того, как документы были рассортированы по статьям и литерам, зарегистрированы, описаны, остаток суммы оставили на хранение у Н.Ф. Катанова.
     Когда возникла угроза ликвидации Казанской духовной академии в 1918 году, именно Н.Ф. Катанов возбудил ходатайство перед советом Казанского университета о приеме академии в состав университета в качестве православного богословского факультета со всеми зданиями, библиотеками, музеем и прочим имуществом, а 27 июня 1920 года он пожертвовал академии выручку от продажи «Инородческого обозрения». За это получил благодарность правления как «жертвователь, так щедро помогавший Академии в трудное время ее существования».
     О его неравнодушии как ученого и гражданина свидетельствует такой документ. 1 мая 1920 года Н.Ф. Катанов, являвшийся деканом археологического отделения института, обратился к руководству губернского комитета государственных сооружений с письмом: «Ввиду начала сезона строительных и земляных работ Северо-Восточный археологический и этнографический институт просит не отказать в сообщении о всякого рода находках человеческих останков (черепов, костей), обильно встречающихся в почвенных и подпочвенных слоях на территории г. Казани и окрестностях и могущих встретиться при названных работах».
     В первые годы советской власти Н.Ф. Катанов читал лекции в высшем институте народного образования, на чувашских педкурсах, в высшей восточной музыкальной школе. Продолжал заниматься научно-исследовательской деятельностью, подготовив к изданию обширный курс по восточной хронологии.
     Таким образом, последние четыре года своей жизни ученый возвратился к активной деятельности в области образования и науки. Политическая нейтральность к новой власти Н.Ф. Катанова была преодолена его деятельным участием в культурно-просветительской, преподавательской и научной работе. Прежде всего ученый руководствовался профессиональным долгом. Несмотря на изменения общественно-политической ситуации в России в начале ХХ века, главной целью своей жизни Николай Федорович Катанов считал служение народу, родине посредством научной, педагогической, общественной деятельности.

Н. ДАНЬКИНА,
ученый секретарь ХакНИИЯЛИ,
Абакан


Категория: 27 марта 2012 | Добавил: Evgen-ex-z (28.03.2012)
Просмотров: 644 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz