Со всеми подробностями
Отдельная страна – Сибирский Федеральный Или воспоминания студиоза Кати
Сегодня мы начинаем публикацию весьма объемного труда Кати Фоминой, выпускницы ТСШ №2, а нынче студентки Сибирского Федерального университета. Катя рассказывает о студенчестве, и рассказывает столь весело, искрометно, занимательно, что резать просто жаль. Будем давать с продолжением. Кстати, файл с воспоминаниями на электронной почте редакции был назван самой Катей «Школе», коротко и ясно. Привет тебе, родная вторая школа, от выпускницы! Да, для непосвященных «студиоз» – в переводе с латыни «упорный».
Корпуса, корпуса… ленты
Сибирский федеральный университет – это совершенно особый мир. Мне кажется, он разительно отличается от других вузов. Для Красноярска СФУ – это своего рода визитная карточка. Многочисленные учебные корпуса расположены по всему городу. Пары официально принято называть лентами. У СФУ есть своя символика, свои цвета: оранжевый в сочетании с серым. В такой гамме выдержаны все объявления, таблички, указатели и т.д. даже двери серые с оранжевым номером. На ул. Киренского расположен Студгородок: территория с несколькими учебными корпусами. Корпуса именуются буквами: «Б», «В», «Г», «Д» и почему-то «УЛК». Корпус «А» почему-то находится на ул. Ленина, остальные – разбросаны по всему городу. В корпусах на всех этажах – большие плазменные телевизоры. Где-то их совсем много, на плазмах транслируют новости СФУ, объявления, видеоролики, фото студентов и преподавателей, расписания лент. В начале осени был фотоконкурс «Как я провел лето». Все желающие могли отправить на официальный сайт фотографии своего летнего отдыха с комментариями, и их транслировали по всем плазмам. Корпуса настолько огромны, что в коридорах можно запросто сдавать стометровку. Коридоры длинные, извилистые, со множеством всяких переходов и закоулков. Первое время мы дружно ходили на ленты всей группой, боясь потеряться. И постоянно кто-то опаздывал, потому никак не мог определить свое местоположение, бегать на ленты весело: например, скажем, из 323 аудитории корпуса «Г» в 501 корпуса «Д» на самом деле это занимает много времени. Таковы масштабы.
…И ручные белки
Главная достопримечательность СФУ – это белки. Белочки тоже являются официальной символикой университета. Рядом со Свободным проспектом, где расположено несколько общежитий, библиотека и главные корпусы, есть лес. Специально для белок там оборудовано множество кормушек. В малом лесу их очень много и они совсем ручные. Их кормят все студенты, туда приходят родители с ребятишками, чтобы с ними поиграть. Белки совсем не боятся людей, едят прямо из рук, с ними все фотографируются. В большом лесу даже рано утром и поздно вечером не бывает пусто. Там всегда много спортсменов. Кто-то на лыжах, кто-то просто бегает. Только там можно встретить бегающих бабушек и дедушек. Многие ездят на учебу на автобусе, но я предпочитаю ходить через лес, хотя дорога занимает не меньше получаса, и ещё нужно преодолеть крутую горку, что зимой особенно проблематично. Но тех, кто как и я, не желает променять дорогу по лесу на автобус, очень много. Десятки студентов карабкаются в гору, сбегают с неё, падают, поднимаются, снова падают, но упорно каждый ходит на учебу через лес.
Преподы – тоже люди или неотразимый Сан Саныч
А теперь о тех, о ком любят рассказывать все студенты – о преподавателях. Но прежде хочу донести до выпускников две истины: 1 Преподы тоже люди. 2. Хороших преподов больше, чем плохих. Расскажу вам о некоторых, кто работает с моей группой. Преподаватель психологии управления Машанов Александр Александрович. Человек, которого любят абсолютно все. На вопрос: «Как вы относитесь к опозданиям?» ответил: «Знаете… философски» Вечно улыбающийся, с взъерошенными волосами, домашний дядя в футболке. Такой простой, милый. Тем не менее, получил несколько высших образований и преподавал за границей. Мне было приятно услышать, что он бывал в Хакасии и Тыве. На семинарах рассказывает о психологических экспериментах, загадывает логические загадки и любит над нами поэкспериментировать. На самом первом семинаре совершенно неожиданно подлетел ко мне и велел встать и представиться по имени-отчеству. Я секунду соображала, быстро поднялась и уверенно представилась. А он выдал: «Вот вы, Екатерина Александровна, встали четко и представились уверенно. А чего руками за парту держитесь? Знаете, почему это? Вы подсознательно ищите поддержки, следовательно, не так уверенны, как выглядите» – вот, попробуй, обмани такого! На лекцию к Сан Санычу все идут с радостью. Всегда весёлый, болтун и хохотун, он нас заряжает своей энергией. Как сказал мой одногрупник Рома: «Я прихожу к нему отдыхать». Сан Саныч занятие начинает с бодрого приветствия, включает ноутбук и говорит, говорит, порой уходя от темы и ударяясь в воспоминания. Размышляет он обычно сидя на столе. Я взяла за правило записывать на его лекции абсолютно всё, вплоть до междометий и слов-паразитов. Читать потом весело. Он обожает рассказывать истории из жизни и стрелять афоризмами собственного сочинения.
Афоризмы от Сан Саныча
Вот некоторые мои записи, сделанные на его лекции. «Итак, поехали, да? Родившись в организации – в роддоме – мы и заканчиваем нашу жизнь в организации, где все бросили пить и курить». «Вы, люди молодые, не помните, как водку по талонам выдавали». «Вы – будущие управленцы. Будете кого на работу принимать – его просканируйте». «Лекарство от старости и продление жизни – это всё ерунда. Природа этого не потерпит – ей это невыгодно». «Конфликт между мужчиной и женщиной заложен изначально. Женщина хранит очаг, а мужчина там носки разбрасывает». «Как говорил Аркадий Райкин: «Каждый хочет вдохнуть чистый кислород, а выдохнуть всякую гадость». Поэтому – перекур!». «История. В восьмидесятых было. Прихожу как-то к знакомым в гости. А у них на стене висит ковер, напополам разрезанный и сшитый. Я тактично промолчал, а потом от друга узнал эту замечательную историю. Муж частенько на работе задерживался. Приходит с работы, а на пороге чемодан. Жена ему: «Бери чемодан и до свидания». Он отвечает: «Всё имущество пополам!» Она топор берёт и телевизор бах – на две части! Ну и всё остальное. И ковер резали. А потом помирились». «Вот у всех волосы на голове. А какую они функцию несут? Абсолютно никакую! Только грязь собирают. А представьте нас всех лысыми! Смешно, да?». «Женщина в первую очередь хранительница очага, а не ДНК». «Знание жизни и учебные знания – вещи разные. Был у меня один студент. С двойки на тройку перескакивал. Все преподаватели говорили ему: «Ну зачем ты вообще учиться ходишь? Ведь пропуски сплошные и знаний ноль!» Он к концу учёбы двухкомнатную квартиру приобрел и внедорожник. Потому как работать умел. Даже стюардом на самолете летал. Сейчас вот бизнес свой имеет. Вот вам и двоечник». «Я обожаю людей мыслящих нестандартно. Недавно случай был. Явилась группа сдавать экзамен, и все дружно завалили. Вы не представляете, что они сделали! На следующий день все принесли в деканат справки, что в день сдачи экзамена они болели и не могли присутствовать на экзамене! Руководство просто впало в ступор – что делать? А что делать, если документ принесли. Пришлось заново экзамен у них принимать».
И нет проблем!
Заметив, что утром на лекции мы начинаем засыпать, Сан Саныч начинает повышать голос, подпевать и махать руками, а однажды и вовсе во время диктовки начал заменять одни слова другими. – Компоненты в организации представлены роботами, взаимодействующими между собой. Вы как записали? Так и записали? Ахаха! Да не роботами, а людьми конечно! Я специально так сказал, думал, может, хоть кто-нибудь заметит. Совсем недавно рассказывал о восприятии, основанном на авторитете. Цитирую: «Чем выше авторитет говорящего, тем больше мы ему верим. Кому вы больше будете верить: хулигану или профессору? Как вы знаете, я получил ещё и высшее медицинское образование. Поэтому доказываю вам это с медицинской точки зрения: гипнабельность обусловлена сменой гормона дофамина на тироксин. Фомина, не надо это записывать. Я сказал вам полнейший бред! Вот видите, вы все мне поверили! Ведь я же ещё упомянул об образовании. Вот вам и пример авторитета говорящего!» Ещё мы всем потоком писали на листочке свои проблемы, а потом разрывали. Сан Саныч тоже писал, а потом так и светился от счастья: «Чувствуете, как вам сразу легче стало? Всё, нет у вас этих проблемок!» Психология управления у нас только один семестр. Мы все уже начинаем грустить от расставания с этим милым чудаком.
Екатерина Фомина
|