На главную
Понедельник, 25.11.2024, 15:05
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [1]
10 февраля 2012 [2]
6 марта 2012 [1]
15 февраля 2013 [1]
19 февраля 2013 [1]
23 марта 2012 [1]
22 февраля 2013 [2]
27 марта 2012 [3]
1 марта 2013 [3]
3 апреля 2012 [1]
15 марта 2013 [2]
19 марта 2013 [1]
22 марта 2013 [2]
29 марта 2013 [2]
5 апреля 2013 [2]
18 мая 2012 [6]
12 апреля 2013 [1]
22 мая 2012 [2]
26 апреля 2013 [1]
1 июня 2012 [1]
24 мая 2013 [1]
8 июня 2012 [1]
4 июня 2013 [1]
7 июня 2013 [1]
15 июня 2012 [5]
19 июня 2012 [1]
18 июня 2013 [2]
9 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [3]
16 июля 2013 [1]
13 июля 2012 [3]
23 июля 2013 [2]
24 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [1]
27 августа 2013 [6]
24 августа 2012 [2]
3 сентября 2013 [1]
7 сентября 2012 [4]
13 сентября 2103 [3]
17 сентября 2013 [1]
27 сентября 2013 [1]
1 октября 2013 [1]
21 сентября 2012 [2]
8 октября 2013 [1]
18 октября 2013 [1]
22 октября 2013 [1]
25 октября 2013 [1]
1 ноября 2013 [2]
8 ноября 2013 [2]
12 ноября 2013 [1]
19 ноября 2013 [2]
26 ноября 2013 [2]
29 ноября 2013 [1]
10 декабря 2013 [1]
13 декабря 2013 [4]
17 декабря 2013 [1]
20 декабря 2013 [4]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Культура и Образование » 22 мая 2012

Койбальская степная Дума
От корней рода

Койбальская степная Дума

М.М. Спиранский
М.М. Сперанский
     При вступлении Александра 1 во власть, была проведена административная реформа в Сибири и т.ч. на Койбальской землице. Эта была первая административная реформа (в народе называлась реформа Сперанского) для коренных народов Сибири (1823-1858 г.г.).
     Коренные жители Сибири играли заметную роль в экономике  России.
     Налоговые поступления в виде ясака, особенно пушнина, составляла заметную долю  кабинетных доходов.
     Система сбора ясака требовала коренного  изменения: до реформы ясак взимался в натуральном виде, то в ходе реформы предписывалось взимать в денежном выражении.
     А также реформа предусматривала ограничить  произвол со стороны царских властей и их влияние в управлении инородцами, а также, ограничить влияние  родовой знати, уравнивая их права с сородичами.

     Александр 1, назначая М.М. Сперанского на должность сибирского генерал-губернатора, поручает «исправя властью, ему вверяемою, все то, что будет в возможности, обличи лица, предающие злоупотреблениям, предав, кого нужно, законному суждению, – сообразить на месте полнейшее устройство и управление сего отдаленного края и, сделав оному начертание, представить Его Величеству».
     Первым из законодательных актов стал Именной указ, данный Сенату 26.01.1822 г. «О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управление», а также «Учреждения для управления сибирских губерний», где дополнением к нему был Устав «Об управлении инородцами».
      В основу проекта Устава  были положены  следующие принципы:
     - разделение на три разряда в соответствии с родом занятий и образа жизни (оседлые, кочевые и бродячие) и согласно этому разделению определялся их административный и правовой статус т.е. узаконивалась система их управления;
     - ограничение опеки со стороны русской администрации и полиции;
     - введение свободной торговли т.е. право на  свободный и беспошлинный сбыт  продуктов своего труда, открывал въезд в их территории всем торгующим людям.
     Административная реформа ограждала коренное население от произвола со стороны властей.
     В области народного просвещения Устав предоставлял коренным народам отдавать своих детей в правительственные учебные заведения.
     Реформаторы уделяли большое внимание организации управления среди коренных жителей Сибири и создавались родовые управы и Степные Думы.
     Первый гражданский губернатор Енисейской губернии Александр Петрович Степанов (1781-1837 гг.), человек прогрессивных взглядов, внес  огромный  вклад в  становлении государственности в Енисейской губернии.
     В обход «Об управлении инородцами», по настоянию А.П. Степанова, были созданы Степные Думы. Пришлось собрать приговоры, утвержденные рукоприкладством и печатями князцов и по поручению  генерал-губернатора М.М. Сперанского, под своим руководством создал губернский Совет и «основная работа  возлагалась на А.И. Мартоса и А.К. Кузьмина, к участию в обсуждении разрабатываемого проекта привлекли хакасских родоначальников Картина (Качинский), Качалорова (Койбальский), Орешку (соединенных племен), Ульчегешева (Кызыльский)». (История Хакасии с древнейших времен до 1917 года, Москва, 1993, стр. 256).
     Немалую роль сыграл в подготовке проекта документа «Устав управления инородцами» родоначальник Никита Качелоров, который впоследствии был назначен председателем  Койбальской степной Думы.
     По Уставу об управлении инородцами обязанность Степной Думы состояла:
     1 – народоисчисление;
     2 – в раскладке сборов;
     3 – в правильном учете всех сумм по общественным имуществам;
     4 – в распространении народной промышленности;
     5 – в ходатайстве у высшего начальства о пользе родовичей.
     В этих документах регламентируются правила поведения и общежития в родовой общине, как вести себя руководителю койбальских племен Степной Думы, чтобы не было в роду пьянства, воровства, не было драк между сородичами:
     - там только бывает добро и спокойствие, где есть хороший порядок, когда человек дурного и развратного поведения, тогда он всегда бесполезен и несчастлив;
     - когда человек наблюдает порядок между семейством своим, тогда в юртах его спокойствие, радость и изобилие;
     - добрый хозяин должен знать, что у него есть; без этого невозможно будет ему устроить и хранить порядок…;
    - нужно ему знать число жителей, для того чтоб знать число милостей, которые всегда готовы у него для своих подданных, может случиться голод, необходимо по числу людей делать продовольствие, могут случиться болезни, мор, необходимо по числу людей принять меры к спасению. А потому должно, чтобы Степная Койбальских племен Дума объявляла о числе людей, составляющий весь род.
     В каждом семействе есть отец или старший, он управляет всем семейством, но в улусе управляет князец…
     В обязанность Степной Думы были вменены следующие правила:
     - вы пользуетесь своим общественным имуществом, как то: землей и суммою собираемой с разных лиц, за позволение вступать в работу и тому подобное;
     - делать правильный учет общественного имущества;
     - вести честным образом дела, чтобы пользоваться изобилием.
Степная Дума     В Уставе указывался, что честный труд, терпение и порядок приведет к изобилию: будут размножаться стада и табуны, будет приобретаться добыча зверей и добрый хозяин сможет продавать коней, коров, овец, масло, сало и кожи, что и принесет выгоду людям торговым и пользы для себя.
     Также были учтены и правовые отношения внутри Койбальских племен Степной Думы, где «князцы кругом огня в юртах своих или под небом чистым судят на родном языке по правам предков, как отцы, как старшие братья своих родовичей».
     Глава рода должен защищать свой народ, устанавливает суд, чтобы наблюдать правосудие и порядок.
     На основе Устава был разработан документ о Степной Думе Койбальских племен.
     1823 год считается Годом образования Койбальской степной думы.
     На территории Койбальской землицы  была создана Койбальская Степная Дума, куда вошли  административные рода: Байкотовский (сёоки большой байгудуг и малый байгудуг), Абугачаев (сёоки погечи, ордыт, кистим), Кандыков (сёок хайдын), Таражаков (сёоки модар, ханг (канг), чода), Кольский (сёок кол), Арши (сёоки чарча, чонмай, корнас).
Кандыков род был добавлен в ходе реформы, который находился  ранее в Яринской землице.
     В основном Койбальская Степная Дума была создана в пределах  территорий, существовавших в течение столетия  Койбальской землицы.
     В середине18 века «Койбальская землица или волость состоит из 6 улусов, имеющих 528 душ; а каждый улус порознь содержит следующее их число: большой Байкотовский 138, малой Байкотовский 88, Таражаков 98, Абулгачев 95 и Арши 60 душ. Койбалы кочуют по правой стороне реки Абакана. Они составляли прежде одно из знатнейших поколений, но ныне очень обеднели. Койбалы отличаются языком и видом от соседственных народов, сходствуя в том с жителями отдалений Сибири, каковы Самоеды и Остяки». (Хакасский двор. Народы кочующие вверху реки Енисея.» (Сибирский вестник, 1818, №501, ч. 2, т. 3, инв. №72. Архив Аскизского историческо-культурного музея им. Н.Ф. Катанова.)
     «Опись учиненный Ланкарте в дополнение  и прежде в 1745 году…
     …выше от Абаканской крепости степью по тракту нашему до речки Тубы 44 версты. При оной реки по обе стороны  кочуют татары именуемые койбальцами, оные дают ясак в город Красноярск и в подданстве состоят в России, другим владельцам алману не дают. При оной  Койбальской волости земля к хлебопашеству и скотоводству угодная, лесу по реке Тубе к строению и протчим довольно, лес имеется сосна, береза, оные татары хлеб сеют яровой, имеют промыслы звериные…
     …а оттуда до реки Оя, при котором кочуют татары Койбальской волости…
     …а оттуда до крепости Саянской… кругом от крепости кочуют татары, именуемые койбальцы…
     …а от Саянской крепости по тракту до речки Уты.
     Все эти койбальцы платят ясак в Красноярск, а алману Зюнгарскому владельцу не дают и в подданстве имеются в России…» (Фонд К.Г. Копкоева. ГУ РХ(НАРХ), фонд 675, опись 1, дело 32, лист с 23 по 34).
     Устав допускал при наличии соответствующих традиций наследственное начало в избрании председателей степных Дум.
     Среди коренных жителей выделялась аристократическая знать, пользовавшаяся укоренившимися за неё правами, привилегиями и властью, и в 1823 году от 26 сентября Енисейским гражданским губернатором А.П. Степановым было отправлено письмо, адресованное родоначальнику койбальских единородных племен Качелорову.
     После реформы эта верхушка власти потеряла  наследственные права и была уравнена со своими сородичами, но Устав допускал при наличии этих соответствующих традиций наследственное начало в родовом и племенном управлении.
     В этот период зарождаются первые ростки  самоуправления у койбалов, родовой суд становится гласным.
    «Некоторые известные ещё в 30-х годах скотовладельцы в 40-х потеряли свои богатства и превратились в рядовых членов общества. Такая судьба  постигла Качалоровых (Марыпкаевых)  – байскую семью, наследственно возглавлявшую койбалов с 80-х годов 18 века до 1837 г.» (История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. Москва, 1993, стр. 277).
     Еще при правлении Екатерины Второй, власти решили включить коренные народы Сибири в государственную систему управления. И стали повышать роль родоплеменной знати, некоторым им присваивали жалованными грамотами на княжеское достоинство, а  рядовых старшин выбирать из состоятельных сородичей, которые впоследствии превращались в особый разряд государственных чиновников. Один из документов, где говорится, что Екатерина Вторая выдала жалованную грамоту одному из родоначальников Койбальской землицы.
     По рассказу Кочелорова Федота Ананьевича, также вместе с с грамотой была подарена Екатериной Второй шуба с драгоценными каменьями и хранилась  вместе с грамотой, и шуба одевалась  по какому-либо торжеству  или по  большим праздникам  и которая передавалась по наследству.
     «…В старинных актах, земля их постоянно называлась Койбальской землицею. На владение его, в царствовании Екатерины Второй им была выдана владейная грамота. Она хранилась у одного из родоначальников и сгорела вместе с юртою. Кроме Койбальской степи, два рода исстари владели землями на правой стороне Енисея, по речке Салбе, впадающей в Енисей.» (Фонд Копкоева. ГУ РХ (НАРХ). фонд 675, опись 1, дело 84, лист 21).
     Койбалы были причислены к «кочевым» инородцам. Кочевое скотоводство обеспечивало достаток в роду. Промышляли также охотой в родовых территориях и рыбной ловлей.
     Еще Д.Е. Лаппо подчеркивал, что «...Обитающие в Сибири инородные племена… разделяются на три разряда: 1) оседлых, 2) кочевых, 3) бродячих…
     …Кочевые инородцы составляют особое сословие…
     - представлено право отдавать своих детей для обучения в учреждения от правительства учебные заведения;
     - чрез достижения ученых степеней – могут приобретать права и преимущества и переходить в высшее сословия…;
     - принимать участие в земском и городском общественном управлении;
     - освобождены от отбывания воинской повинности…
     Принадлежность к сибирским кочевым инородцам создает особые отношения к землям, к отведенным в их владение.
    Кочевые народы для каждого поколения имеют назначенные во владение земли,  им представлена свобода заниматься земледелием, скотоводством и местными промыслами на водах и землях, каждому роду назначенных…
     …Представляется свободное употребление лесов на все их надобности.
     Производство горного промысла на государственных землях, находящихся в бессрочном общественном пользовании…» (Д.Е. Лаппо. Общественное управление минусинских инородцев». (Минусинский музей, фонд 34 с 1, л. 24, стр. 5, 7, 8, 9).
     Родоначальники, а впоследствии председатели Степных Дум в основном избирались пожизненно, на примере Койбальской Степной Думы: когда внезапно умер родоначальник Никита Кочелоров, наследовал его несовершеннолетний сын, так сохранялась древняя традиция княжеского престонаследия. В руках родоначальников  была власть, суд, внутриродовые отношения, символом власти была родовая печать или тамга.
     Административный центр Койбальской Степной Думы находился в селении Уты, на правом берегу реки Абакан.
     1823 году от 26 сентября  Енисейским гражданским губернатором было отправлено письмо общего управления Енисейской губернии, адресованное родоначальнику койбальских единородных племен Качелору в которой подчеркивалось, что «так как ты по новому званию есть председатель Степной Думы, то предписываю тебе с получением сего вступить в отправление твоей должности. В думе есть князьки или головы твоих улусов, когда соберешь их, сообщи, где соберешь… при сем посылается к тебе устав об инородцах, подписанный Его Императорским Величеством, наставление и печать Степной Койбальских племен Думы». (ГУ РХ (НАРХ) фонд И-1, опись 1, дело 1, лист 1-1).
     А также  в письме указывается, что для  работы нужно приобрести канцелярские  припасы в городе Минусинске у разных торгующих: хорошей добротной бумаги  на 35 рублей, 2 фунта сургуча на 7 рублей, чернильный набор на 4 рубля, счеты на 2 рубля 50 копеек, 2 подсвешника на 3 рубля 50 копеек, ножницы на 1 рубль 50 копеек, стол на 2 рубля, 2 стула на 1 рубль и прочее. Всего было приобретено канцелярских припасов на сумму 59 рублей. И данные канцелярские припасы были  выданы Никите Качелорову и о получении их засвидетельствовали родовые князцы, и поставили свои подписи.
     В 1823 году была произведена ревизия и определено количество улусов, число жителей, юрт, домов, количество плательщиков податей, какой религии придерживаются и это отражается в ведомостях 4-ой ревизии родоначальника Кочелорова. (ГУ РХ (НАРХ) фонд И-1,опись1, дело 1, лист 9)
      А также взаимного от друг друга расстояниях  населенных мест (стойбищ) койбалов, по каким  рекам обитают, каким путем сообщаются.
     В 1824 году Никита Качелоров внезапно умирает.
     Минусинское окружное управление отправляется депеша о том, что «4 ноября 1824 г. будучи родоначальником Кочелоров ехал на коне, конь упал, еле донесли Кочелорова до его юрты, тут и скончался.
     От имени князцов Иван Чечинин».
     Окружной начальник извещает, что Койбальской Степной Думе от 26 ноября 1824 года «Предписываю Таражакову улусу князцу Марыпкаеву управлять Степной Думой впредь до избрания другого.
     Окружной начальник, г. Минусинск» (ГУ РХ (НАРХ),фонд И-1, опись 1, дело 13,  лист 11, 17).
     Князцы, старейшие и ро довичи Койбальских улусов  решили на основании Устава об управлении инородцев «во уважение заслуг сказанного Качилора и любви к нему» избрать родоначальником сына покойного Владимира Качелорова. Владимиру было 19 лет и до совершеннолетия 21 года должен был находиться под надзором дяди Ивана Васильева Капсаргина, которому назначено быть наставником и помощником в управлении Койбальской Думы.
     Владимир Качелоров прослужил бегом до 1834 года и в результате борьбы за власть со своим двоюродным братом Устюжаном, сыном И.В. Капсаргина,был вынужден покинуть этот пост. Из-за распрей внутри рода о начинается ссора и в 1837 году назначается Алахтаев.
     И под влиянием новых условий – наследственная власть  меняется выборностью.
     Впоследствии Койбальскую степную Думу возглавляли Чубугин, Собакин.
     В 1858 году Дума была упразднена по настоянию Минусинского окружного начальника Стадлера против желания койбалов.
     Административные роды  койбалов были разделены  между Думой соединенных и разнородных племен и Качинской степной думой.
     Пять административных родов койбалов: Таражаков, Б-Байкотовский, Абугачаев, Кольский и Арши соединились в один Койбальский род и приписались к  Думе соединенных и разнородных племен, а рода Кандыков и М-Байкотовский, территориально отдаленные от остальных (по рекам Туба, Салба) соединились в один Салбино-Койбальский род и были причислены к Качинской думе, территориально близкой к ней.
     Койбальская дума просуществовала 36 лет, она объединила и сохранила койбальский народ, его традиции, обычаи, хотя язык  не сохранился.
     Легенда,  рассказанная Федотом Кочелоровым о том, что после смерти главы рода, его наследники не могли разделить имущество, даже домашнюю утварь пришлось делить. В том числе казан (хазан) разбили на части, чтобы кому-то достался кусок от разбитой посуды.
     После этого случая, род Ханг (канг) называют среди койбалов – «хазан улескен Ханнар».
Л. Кочелорова

Категория: 22 мая 2012 | Добавил: Evgen-ex-z (22.05.2012)
Просмотров: 1539 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz