Бутрахтинские педагоги сделали ставку на «этно»
Бутрахтинские педагоги сделали ставку на «этно»В №97 за 29 октября газеты «Земля таштыпская» вышел материал «Учащиеся и педагоги развивают традиции школы» Лилии Семеновны Сагалаковой, заместителя директора Бутрахтинской школы по учебно-воспитательной работе. В статье она упомянула о долгосрочной программе развития «Школа с этнокультурным компонентом образования», которая была рассчитана на пять лет и заканчивается в следующем году. Этот уникальный проект как раз находится на стадии своего завершения и пора собирать «урожай». Поэтому я попросила Лилию Семеновну более подробно осветить программу. Кто ее придумал? Какие направления осуществляет?
– Как я писала в своем опубликованном отчете с 2009 года «Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа» стала экспериментальной площадкой Хакасского института развития образования и повышения квалификации. Тема: «Социализация личности школьника при переходе из монокультурной в социокультурную среду». Программа написана на пять лет и состоит из 5-ти этапов:
2009-2010 – диагностико-прогностический этап;
2010-2011 – организационно-практический этап;
2011-2012 – организационно-практический этап;
2012-2013 – обобщающе-внедренческий этап;
2013-2014 – обобщающе-внедренческий этап.
Основная идея проекта – это гражданское становление подрастающего поколения на лучших традициях этнопедагогики, этнопсихологии и опора на общечеловеческие ценности. Главные задачи – сохранение родного языка и развитие этнокультуры, а также создание культурного образовательного пространства как ресурса развития этнокультурного образования.
В работу программы включены все педагоги Бутрахтинской школы. Азалия Олеговна Уксусникова работает по теме «Сравнение фонетических особенностей английского и хакасского языков». Лидия Максимовна Султрекова трудится под руководством профессора кафедры хакасской филологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова Венедикта Григорьевича Карпова и ведет изучение русского языка с опорой на родной.
Вот уже несколько лет мы занимаемся по пробному учебнику «Русский язык для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения» по программе Е.А. Быстровой в качестве дополнительного. Этот учебник, плюс рабочие тетради, использует Полина Григорьевна Чебочакова.
Отдельно надо отметить Елизавету Николаевну Кулумаеву. Она разработала элективные курсы для 10-11 классов для углубленного изучения родного языка и литературы: «От слова к тексту», «Сердце творческого человека – широкое поле», «Творчество В.Г. Шулбаевой», «Жить по заветам предков».
Таким образом, с помощью новых методик происходит обновление содержания образовательного процесса.
Второе направление опирается на воспитательную работу и называется «От родного порога в большой мир». В свою очередь это направление распадается на несколько подпрограмм: «Я – гражданин России» (разработала Галина Павловна Султрекова), «Моя семья» для начальных классов (Аграфена Петровна Кунучакова), «Родной край – Хакасия» (Людмила Иосифовна Чебочакова), «Помни, откуда ты родом» (Галина Павловна Султрекова), «Традиции и обычаи хакасского народа» (Елизавета Николаевна Кулумаева), «Школа – территория здоровья» (Анастасия Васильевна Кулумаева).
Что касается первоначальных зачинателей идеи, то программа писалась под руководством экс-администрации школы – Полины Григорьевны Чебочаковой, Аграфены Петровны Кунучаковой, Валентины Петровны Кунучаковой. Все начиналось с них.
Вот так подробно рассказала Лилия Семеновна о программе «Школа с этнокультурным компонентом образования». Возможно, какие-то специфические термины для простого человека кажутся слишком замудренными, но одно понять можно – коллективом Бутрахтинской школы была проделана большая работа, которая продолжается в нынешнее время и будет реализовываться в будущем. Главное это то, что старт дан очень мощный, платформа заложена, направление выбрано и подрастающему поколению будущих педагогов останется лишь идти по проторенной дорожке.
Идейные вдохновители данной программы не промахнулись и сделали ставку на этнокультурный компонент. Ведь в наши времена становится все труднее сохранять этническую составляющую, но именно в Бутрахтах родной язык держится. А программа «Школа с этнокультурным компонентом образования» рассчитана как раз на сохранение хакасского языка, традиций, обычаев.
Нельзя не упомянуть про пришкольный музей. В 2012 году состоялся республиканский конкурс на предоставление грантовой (адресной) поддержки в сфере образования по нескольким номинациям. МБОУ «Бутрахтинская СОШ» представила на конкурс проект «Хранители культуры» в номинации «Школа родного языка» и стала победителем.
Год назад на средства выигранного гранта на территории школы была установлена новая юрта – традиционное жилище хакасского народа. 26 октября 2012 года состоялось открытие юрты в присутствии министра образования и науки Республики Хакасия Галины Александровны Салаты, главы района Василия Ивановича Шулбаева и других важных гостей.
Руководителем проекта выступала Полина Григорьевна Чебочакова, которая показала внутренне убранство юрты и рассказала о том, что было сделано и что еще предстоит сделать:
– Пока у нашей хакасской юрты нет официального статуса музея, так как его надо сначала заполнить. Вещей пока немного, в свою бытность они были сохранены учителем Валентиной Николаевной Окуневой, сейчас она на заслуженном отдыхе. Затем экспонаты много лет хранились в кабинете родного языка у Елизаветы Николаевны Кулумаевой.
Весь этот учебный год мы будем собирать экспонаты, обращаясь к жителям села. Вчера на концерте в СДК я обратилась к бутрахтинцам с просьбой не оставаться в стороне, приносить раритетные вещи. Мне уже обещали принести старинное сито, национальное пальто. Кроме того, будем собирать легенды и сказания о горе Пойзым. Вокруг юрты соорудим ограду из свежих ивовых прутьев, ведь в старину так и делали. Когда же все будет готово, в апреле-мае следующего года устроим смотр и назовем юрту «Музеем истории села».
На деньги выигранного гранта мы серьезно укрепили материальную базу школы, без чего не было бы движения вперед. Оформили кабинет родного языка, приобрели 2 швейные машины, 1 оверлог, национальные костюмы, построили музей.
В настоящий момент юрта заполнена примерно на треть. Традиционная хакасская утварь, железные утюги, коньки, сундуки, 2 национальных женских пальто и т.д. Всем этим редким старинным предметам нашли полезное предназначение – быть экспонатами в национальном музее, чтобы сегодняшние дети смогли сравнить жизнь прошлую и жизнь настоящую.
Тарина Бутонаева
|
Категория: 1 ноября 2013 | Добавил: Kogaj-akh (01.11.2013)
|
Просмотров: 735
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|