На главную
Пятница, 22.11.2024, 18:27
НовостиПервая полосаПульс районаСтраница писемСельское хозяйствоПраздникиСпортКультура и Образование
Таштып православный
АктуальноОфициальноТворчествоКонкурсныеМолодежь районаЧеловек и законЗдоровье и Экология
Объявления
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Поиск по сайту
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
13 января 2012 [1]
10 февраля 2012 [2]
6 марта 2012 [1]
15 февраля 2013 [1]
19 февраля 2013 [1]
23 марта 2012 [1]
22 февраля 2013 [2]
27 марта 2012 [3]
1 марта 2013 [3]
3 апреля 2012 [1]
15 марта 2013 [2]
19 марта 2013 [1]
22 марта 2013 [2]
29 марта 2013 [2]
5 апреля 2013 [2]
18 мая 2012 [6]
12 апреля 2013 [1]
22 мая 2012 [2]
26 апреля 2013 [1]
1 июня 2012 [1]
24 мая 2013 [1]
8 июня 2012 [1]
4 июня 2013 [1]
7 июня 2013 [1]
15 июня 2012 [5]
19 июня 2012 [1]
18 июня 2013 [2]
9 июля 2013 [1]
6 июля 2012 [3]
16 июля 2013 [1]
13 июля 2012 [3]
23 июля 2013 [2]
24 июля 2012 [1]
2 августа 2013 [1]
27 августа 2013 [6]
24 августа 2012 [2]
3 сентября 2013 [1]
7 сентября 2012 [4]
13 сентября 2103 [3]
17 сентября 2013 [1]
27 сентября 2013 [1]
1 октября 2013 [1]
21 сентября 2012 [2]
8 октября 2013 [1]
18 октября 2013 [1]
22 октября 2013 [1]
25 октября 2013 [1]
1 ноября 2013 [2]
8 ноября 2013 [2]
12 ноября 2013 [1]
19 ноября 2013 [2]
26 ноября 2013 [2]
29 ноября 2013 [1]
10 декабря 2013 [1]
13 декабря 2013 [4]
17 декабря 2013 [1]
20 декабря 2013 [4]
Друзья
Интернет газета

Место рекламы
Размещение рекламы

Статистика
Рассылка 'Электронная версия газеты "Земля таштыпская"' 14+
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Культура и Образование » 15 марта 2013

С любовью к людям, жизни и творчеству

С любовью к людям, жизни и творчеству

Деревня – маленький мирок, в котором рождаются, влюбляются, умирают – законный жизненный круг. Казалось бы, здесь все на виду, трудно что–то утаить. И все близко и все на виду, а, тем не менее, в рассказах много домыслов, порой событие так обрастёт слухами, что становится очень далеким от реальности. Оно и понятно – ограниченность ярких впечатлений, некоторое однообразие жизни и неуёмность человеческого сознания, любопытство приводит к появлению этих полупридуманных историй. Цивилизация вносит свои коррективы. Люди стали разобщенней. Телевизоры, магнитофоны, компьютеры уводят их все дальше от живого общения. И теперь уже порой хоть и слышали что-то о соседе, да толком не знают, кто он. А что слышали, тому полностью и верить не стоит.

А рассуждаю я об этом к тому, что 23 марта в Доме культуры села Арбаты прошёл вечер, посвящённый творчеству и судьбе Елены Семеновны Митрофановой. Елена Семеновна, можно сказать, обыкновенный человек, в настоящее время – жительница села. Поэтому у меня появились вопросы: на деревне же все друг друга знают, зачем же еще и вечера посвящать? Директор дома культуры Т.В. Медведева объяснила, что такая форма знакомства, это не сплетни на завалинке, а способ приятно и с пользой провести вечер, и порадоваться тому, что такие замечательные люди живут рядом с тобой.


Елена Семеновна с первого взгляда привлекает к себе внимание. Красивая, обаятельная женщина, грамотная речь. Взгляд ее пытливый, внимательный, она сразу как бы примеряет: кто ты таков, чем живешь, чему радуешься.

Два ее увлечения и неуемный, творческий характер не дают ей скучать без дела. А особенно хорошо то, что и другим она не дает тосковать: хочется ей жизни интересной, общения. Стремится она делиться своими знаниями и впечатлениями.

В Арбатах героиня моего рассказа появилась не случайно. Привез ее после долгого проживания на Севере в Дудинке муж Степан Михайлович, уроженец здешних мест.

На Севере Елена Семеновна жила с трех лет, получив профессию, трудилась в сфере медицины. Не раз ее – активистку, творческую натуру, идейного вдохновителя многих дел – выбирали секретарём комсомольских организаций, и даже депутатом городского совета. В Дудинском клубе она вела курсы «Домашних медсестер». Причем поставила это дело очень серьезно. По окончанию курсов все ученики сдавали экзамен и получали корочки о прохождении такой подготовки.

– Я была очень удивлена, что на занятия ходили совсем молоденькие девочки – школьницы, – вспоминает Елена Семеновна. – Курсы организовывались именно для взрослых. Для тех, у кого есть необходимость ухаживать за больными и престарелыми. Оказалось, что такие навыки интересны и младшему возрасту.

Помимо этого долгие годы она играла в народном театре драмы в клубе Дудинского морского порта.

А еще в 1985 году она познакомилась с техникой вязания фриволите. Обучала их женщина, приехавшая туда на некоторое время. Примерно два года фриволите было увлечением. Но после, из-за загруженности разными делами, на долгие годы она забросила его и вспомнила уже будучи пенсионеркой. На пенсию ушла с должности заведующей медсанчасти «Норильскгазпром» и вместе с мужем уехали на большую землю – в Арбаты. Поначалу занялись бизнесом. Довольно успешно содержали магазин, который «вырос» из ларька. Часто помогали селу в проведении праздников, где денежкой, а где продуктовыми наборами, в качестве подарков жителям села. Но это хлопотное дело вскоре стало уже не по силам. Какое-то время отдыхала дома. Стало скучно. И вот тогда Елена Семёновна, не умеющая сидеть без дела, вспомнила про своё давнее хобби.

Достала тетрадь и первое время не могла ничего понять. Многое стёрлось из памяти. Подумала что уже все – не сможет. Взяла в руки челнок, нитки, …а руки–то помнят!!!

…Щелк–щелк–щелк – работает челнок, движутся руки, словно в танце. (Когда Елена Семеновна учит так и говорит: «Для накида делаем движением рукой как в восточном танце»). Как по волшебству появилось одно колечко, за ним – второе, своей кудрявостью они мне напоминают малюсеньких белых барашков.  И вот их уже много, и все вместе они создают завораживающий рисунок кружева. Такого женственного, нежного, и как будто немного из старины. Душевные, восхитительные вещицы получаются. Плетёные кружочки – большие, маленькие – петельки – а все вместе или удивительно тонкий ажурный воротничок, или прошва (кружево, которое удобно вставлять для украшения в постельное белье, скатерти, одежду)…

Но заниматься одной скучно вот и стала искать Елена Семеновна себе подруг по увлечению в селе. Сначала ходила даже по улице и встречных девчонок приглашала на занятия. Но молодёжь откликалась с неохотой. Ушла старинная традиция, когда все женщины в семье умели ткать, шить, вязать. Это было просто необходимостью. И рядом со старухами садились и молодухи. И совсем маленькой девочке, как только начинала уверенно держать ложку, давали в руки веретено. И вот так вечерами они «одевали» всю семью. Теперь все можно купить. И нет надобности мучиться.

Но вещи, сделанные своим руками, неповторимы, они всегда будут выделять их обладательниц из толпы. Во вторых, это очень увлекательно и не требует особых сил и затрат. При определённом навыке это можно делать даже не глядя, например, смотря кино. Ну и на крайний случай, это всегда поможет немного заработать. Ручные вещи очень ценятся и сейчас не только в Европе, но и Россияне уже понимают толк в «hand–made».

– Много к Вам ходит учениц?

– Начинали семь, сейчас – пять. У кого-то сразу не получается, но если стараться, то обязательно выйдет. Когда я только училась, помню две недели ушло на то, чтобы правильно связать узел – это основа фриволите. Плакала, страдала: ну как это у старенькой необразованной женщины, что училась вместе со мной, выходит, а я, что – совсем безрукая. Бросала, потом посреди ночи подскакивала и снова пыталась сплести этот узелок. И получилось!!!

– У меня слово «фриволите» ассоциируется со словом «фривольный»…

– И это правильно,
– улыбается Елена Семеновна (она вообще много улыбается, если ни губами, то в глазах всегда выражение заинтересованности и радости). – Это слово пошло от французского пустой, легкомысленный. Одно время думала, что это исконно французское рукоделие. А потом оказалось, что зародилось оно на Востоке. Там даже есть элемент под названием пике Жозефины. Уже потом это искусство дошло до Европы.

– А встречаются те, у кого совсем не получилось?

– Конечно, но это крайне редкий случай. Есть у меня ученица, которая сперва сразу уловила суть, потом как-то враз разучилась, не ложится петелька куда надо и все тут. А потом заново стала вязать. Теперь уже свободно и челноком, и крючком работает.

– А что нужно, чтобы заниматься фриволите?

– Челнок, ножницы, крючок, игла и нити. Можно плести из разных, самые распространённые – ирис, но лучше начинать из простых хлопчатобумажных. Замечательные тонкие вещи получаются из обычных швейных ниток. Помню, моя мама связала накидку на кровать и тюль на окно – очень красиво.

Елена Семеновна показала челночки. По сути две пластины, скреплённые перемычкой. Простая конструкция.

– По-моему, они самодельные?

– Да, их делает мой муж сам, из разного ненужного пластика. Вот этот челнок был кода-то плафоном. А это вот бывшие старые фары от пожарной машины. Он и для моих учениц их мастерит. Для вязания можно использовать челноки разной величины, это зависит от размера изделия, толщины и длины нити.


Я попросила Елену Семеновну показать мне принцип вязания. И к моей радости у меня, пусть не с первой попытки, но все же получился правильный узелок. Ура! Значит, я вполне могу сама создавать такую красоту, какая получается у Елены Семеновны.

За делом моя собеседница рассказала про своих родителей. Простых людей, всю жизнь проведших в тяжелых трудах. Папа прошел войну, фронтовик. Мама строгая, но любящая посвятила себя воспитанию дочерей. Елена Семёновна рассказала также и про своё еще одно увлечение всей жизни – стихи. Писать она начала в юности и до сих наболевшее или то, что поражает, вырывается порой рифмой.

– Меня всегда интересует, как они появляются – стихи?

– Не знаю… – снова улыбка и ямочки на щеках играют. – Как это объяснить, если что-то днем увидел, услышал, узнал, спать лег и вдруг посреди ночи подскакиваешь и пишешь стихи на салфетках. Я их даже запоминать не могу. Так иногда пишу и складываю. А недавно халат постирала, стала развешивать и что-то непонятное нашла в кармане. Пригляделась, а это салфетки со стихами. Вот так три стиха выстирала безвозвратно.

– А о чем Вы пишете чаще?

– Обо всем. Есть стихи, посвященные маме, дочери, родным, близким и другим людям. Есть на разные жизненные события. Когда услышала про пожар в Белом доме, тоже стих сам родился. В общем, все, что за душу задело, что тревожит, радует или огорчает.

На что себя мы променяли?

Одеты стали побогаче
И независимы вполне,
И ценим многое иначе,
Другое поднялось в цене.

Покрыли теплыми мехами
Покатые овалы плеч.
Чужими модными стихами
Свою перемежаем речь.

С пренебрежением гордыни
Взираем с мнимой высоты
На позолоту, как святыню,
В оправе черной пустоты.

Где цена рукопожатья
И искреннего взгляда свет?
Где непритворные объятия
И страсть недавних юных лет?

На что себя мы променяем
В угаре импортных сигар?
Теперь спадет уже едва ли
Уюта сладкого угар.

Уезжаю

Уезжаю, уезжаю, уезжаю.
Ах, как сердце мое бедное болит!
Меня папа одинокий провожает,
Здесь в могиле мамочка лежит.

Разрывается душа моя на части:
Где останусь? Где бесследно растворюсь?
Жить в разлуке – это сущее несчастье.
Растерять себя нечаянно боюсь.

Вещи сложены, я чемодан закрыла,
Сказаны слова. И нет пути назад.
Я сама себе билет купила,
Кто же теперь в этом виноват?

Пляшу

Разбавлена шампанским кровь
И разлилась по членам дрожь,
Я годы с плеч стряхнула вновь –
Пляшу, ядрена вошь!

Пусть половицы ходуном
И стонут, и поют.
Не каждый день в краю родном
Так весело живут!

Наутро снова груз забот
Навалится сполна,
Зато сегодня – мир цветет,
Сегодня я пьяна!

Одышкою сдавило грудь,
Смеясь, едва дышу,
Что должно быть – то завтра будь,
Сегодня попляшу!


Ольга Гонза

Категория: 15 марта 2013 | Добавил: Kogaj-akh (15.03.2013)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Вверх
Copyright "Земля таштыпская" © 2024
Сайт управляется системой uCoz