Право на безопасный трудОбеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, является одной из задач Федеральной инспекции труда (ч. 2 ст. 355 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда обладает полномочиями осуществлять государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 2 ст. 356 ТК РФ); вести прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимать меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абз. 11 ст. 356 ТК РФ).
Принятый 26 декабря 2008 г. Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установил правила организации и проведения проверок. Положения этого Закона подлежат применению в отношении проверок, осуществляемых в сфере труда. Согласно ч. 4 ст. 1 особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами. Такие нормы установлены в ст. 356 ТК РФ, которая была изложена в новой редакции Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу 1 августа 2011 г.
Инспекция вправе проводить плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки. Новая редакция ст. 360 ТК РФ предусматривает, что основаниями для проведения внеплановой проверки в числе прочих являются, в частности:
- обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц Федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов), из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ в ст. 360 ТК РФ внесены положения о том, что внеплановая выездная проверка по основанию «обращение и заявление граждан о фактах нарушения требований трудового законодательства...» может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ч. 5 ст. 360 ТК РФ); предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по указанным выше двум основаниям не допускается (ч. 6 ст. 360 ТК РФ).
О. Проскурнина, помощник прокурора
|