Как не стать жертвой?15 октября 2013 года в 18 часов 55 минут дежурному части ОМВД России по Таштыпскому району поступило сообщение от гражданина А. о том, что его сын избил какого-то парня и для решения проблем нужны 90000 рублей.
В этот же день, в 19 часов 20 минут, поступило сообщение от гражданина Б. о том, что его родственник кого-то избил, для решения проблем нужны 90000 рублей. В 21 час 20 минут – сообщение от гражданки Г. о том, что ее сын изувечил кого-то, для решения проблем нужны 90000 рублей. В 21 час 30 минут – сообщение от гражданки В. о том, что ее сын попал в неприятную историю для решения проблем нужны 90000 рублей.
На следующий день, 16 октября 2013 года в 10 часов 25 минут поступило сообщение от гражданки А. о том, что ей позвонил мужчина, представился следователем Сергеем Николаевичем, сообщил, что ее сын, проживающий в городе Канске, попал в ДТП, при этом избил человека и для решения проблем нужны 90000 рублей.
В 13 часов поступило сообщение от граждан Б. о том, что их родственник попал в неприятную историю и для решения проблем нужны 90000 рублей. В 18 часов поступило сообщение от граждан В. о том, что их сын нанес побои кому-то и для решения проблем нужны 70000 рублей.
В ходе отработки всех сообщений было установлено, что все звонившие – телефонные мошенники! Из всех заявленных сумм от 70000 до 90000 рублей мошенники получили 4700 рублей. Одна жительница села Таштып заплатила все-таки за выкуп своего родственника через терминал. 6 граждан Таштыпского района не поверили звонившим, перезванивали родственникам, убеждались, что с ними ничего не случилось.
Оградить от мошенников в первую очередь, способно лишь внимательность и здравомыслие самих граждан. Жертвами мошенников становятся все без исключения, кто пользуется мобильной связью и стационарными телефонами.
Существует несколько видов телефонного мошенничества. Чаще всего, мошенник звонит Вам и представляется «родственником или знакомым» и сообщает, что задержан сотрудниками милиции за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений). Далее в разговор вступает якобы сотрудник милиции. Он сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку. При совершении мошенничества данным способом звонящий абонент может находиться как в исправительном учреждении, так и на свободе, но при этом всегда имеет одного или нескольких сообщников. Если абонент согласился привезти деньги, то ему называют адрес, куда он должен приехать. В другом варианте абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи не него определенную сумму и перезвони». Схема же действий злоумышленников таже. В настоящее время большее распространение получают мошенничества с использованием безналичного перевода денежных средств с карт экспресс-оплаты и банковских карт. Как правило, поступает звонок или приходит сообщение, якобы от сотрудника службы технической поддержки, оператора мобильной связи или банка с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Или же абоненту поступает сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом».
Мошенники постоянно совершенствуют способы совершения преступления. Поэтому, чтобы не стать жертвой существует несколько простых правил. Если вы получили звонок от «близкого родственника или знакомого» о том, что он попал в неприятную ситуацию, и ему грозит возбуждение уголовного дела, и просят Вас передать взятку сотруднику правоохранительных органов, задайте наводящие вопросы. Ответы, на которые знаете вы оба, либо попросите его описать себя, если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, спросите, в какой орган внутренних дел доставлен родственник, после чего, перепроверьте информацию, позвонив в дежурную часть полиции. Если разговор завершен, а вы сомневаетесь в личности звонившего, и в подлинности изложенных фактов, постарайтесь перезвонить на мобильный телефон звонившего. Если он отключен, попытайтесь сами связаться с родственником или позвоните его друзьям, которые могут знать о его местонахождении. Когда Вам позвонили от якобы представителя вашей сотовой компании или банка, то прежде чем сообщить оператору личный пин-код телефона или набрать код банковской карты, перезвоните в банк или сотовую компанию с другого телефона и поинтересуйтесь, кто из сотрудников звонил. Никогда и никому из звонивших не сообщайте код Вашей банковской карты! SMS-сообщения могут быть весьма разнообразны, и в данном случае надо критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнить то, о чем просят. Перезвоните оператору связи и сообщите о пришедшей на телефон информации.
Мы призываем всех граждан быть бдительнее и не поддаваться на подобные провокации. Доведите эту информацию до своих пожилых родственников, чтобы они при поступлении таких звонков не теряли самообладание. Если поступил подобный звонок, позвоните своим родственникам, о которых сообщал мошенник, и убедитесь что с ними все в порядке.
Е. Клабукова,заместитель начальника полиции по охране общественного порядка
|