Неизвестное об известном
Чудесное исцеление музыкой
Для того, чтобы быть здоровым, сегодня предлагается большое количество советов по питанию, оздоровлению нетрадиционными методами лечения, применению различных комплексов лечебной физкультуры. В дополнение к этим способам оздоровления я хочу рассказать, как влияет на здоровье человека музыка. Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что музыка может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать условия для отдыха. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и успокаивающие. Кстати, классическая музыка, с которой знакомятся дети в музыкальных школах, уже десятилетия и века оздоравливает человеческий дух, душу, а значит, и тело... Подмечено, что кларнет хорошо влияет на систему кровообращения, скрипка и фортепиано успокаивают, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Веселые, динамичные, маршеобразные мелодии повышают артериальное давление и учащают пульс, а мелодичная, спокойная музыка, наоборот, уменьшает частоту сердечных сокращений и способствует понижению давления. Мажорная музыка поднимает настроение, а минорная помогает снять излишнее возбуждение. Существует мнение, что для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Э. Грига, а полное расслабление можно получить от романса Д. Шостаковича из кинофильма «Овод», романса Г. Свиридова из музыки к повести А. Пушкина «Метель». Хорошо нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Ф. Мендельсона, а головную боль снимает прослушивание знаменитого «Полонеза» М. Огинского. Хороший лечебный эффект даёт прослушивание «Вальса цветов» П. Чайковского при желудочных заболеваниях, а музыка В. Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей. Многие специалисты на Западе активно пользуются целительной силой мелодий для борьбы с детским аутизмом и помощи малышам, отстающим в развитии. У нас, в России, Михаил Лазаpев, вpач-педиатp, директор детского центра восстановительного лечения, занимается с будущими мамами. Система Лазарева представляет собой совокупность занятий, включающая слушание классической музыки и пение песенок, которые являются не просто музыкальными произведениями, а специальными упражнениями для дыхания. Дети, рожденные от таких матерей, вырастают более выносливыми, жизнеспособными и развитыми, чем их сверстники. Я, например, получаю полное душевное равновесие от исполнения «Лунной сонаты» Л. Бетховена и «Утешения» Ф. Листа. «Турецкое рондо» В. Моцарта и «Фантазия-экспромт» Ф. Шопена заряжают меня положительной энергией. Лечебные свойства музыки были замечены давно. Уже во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина», излечивающая своими мелодиями ярость и гнев, а звучание арфы избавляло от депрессии. Но только в прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки способны оказывать лечебное действие и сейчас для оздоровления часто применяют методы музыкотерапии, которые основаны на целительном воздействии на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». В институте звукотерапии (штат Аризона США) музыкой даже излечивают от облысения. Представьте, казалось бы, невероятную ситуацию. Вы пришли на приём к терапевту, который, проведя все необходимые исследования, вручает вам рецепт, в котором написано: «Моцарт. 2 раза в день по часу». «Бред какой-то», – подумаете Вы. Ничего подобного – музыка Моцарта оказывает потрясающий врачебный эффект и по своей целительной силе значительно превосходит все прочие музыкальные произведения. Примером является удивительная история из жизни знаменитого французского актёра Жерара Депардье. В середине 60-х Жерар был абсолютно косноязычным молодым человеком, неспособным в силу ещё и заикания, довести до конца ни одного предложения. Наставник Депардье по актёрскому мастерству отправил Жерара в Париж к весьма известному врачу Альфреду Томатису – доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучению целебного действия музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа, как минимум,.. слушать Моцарта! «Волшебная флейта» и в самом деле может творить чудеса – через несколько месяцев Депардье говорил, как пел. С недавнего времени музыкотерапия успешно используется и в России. В 2003 году министерство здравоохранения признало музыкотерапию официальным методом лечения. К слову сказать, в академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации, на котором готовят специалистов по лечению музыкой, что давно делается во всем мире. Наиболее известным российским музыкотерапевтом по праву считается Сергей Ваганович Шушарджан – поистине уникальная личность, доктор медицинских наук, в совершенстве владеющий методиками западной и восточной медицины, и одновременно оперный певец международного класса, наделенный природой редким по красоте и тембру баритоном. Впервые в России он научно обосновал и разработал уникальную методику музыкальной терапии. Он доказал, что музыкой можно лечить самые сложные заболевания, что она действует не только на душу, как было принято считать раньше, но и влияет на организм на клеточном уровне. Сергей Ваганович считает, что музыкотерапию следует обязательно использовать при заболеваниях сердечнососудистой системы, при заболеваниях органов дыхания, а при хроническом бронхите и бронхиальной астме рекомендуется сочетать музыкотерапию с вокалом. Она даёт очень хороший лечебный эффект при лечении неврозов, неврастении, депрессии, бессоннице, желудочно-кишечных заболеваниях. Для того, чтобы целебная музыка звучала как можно чаще, сейчас создаются развивающие программы для детей, в основе которых заложено использование ненавязчиво звучащей музыки В. Моцарта в школе и детском саду во время игр, на переменах или в столовой. Благодаря звучанию такого музыкального фона, у детей будет вырабатываться эстетический вкус, чувство прекрасного и потребность в дальнейшем слушать такую музыку. В Большом зале музыкальной академии имени Гнесиных проходят концерты «Музыка здоровья», в которых известные исполнители, профессора, студенты исполняют музыкальные пьесы, отобранные по специально разработанной методике. В заключение хочется пожелать ежедневного общения с музыкой, больше слушать, петь, исполнять на различных музыкальных инструментах, потому что классика приводит организм в состояние внутренней гармонии и вызывает ощущение удивительного комфорта.
М. Поушева, преподаватель по классу фортепиано Абазинской детской музыкальной школы
|